Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
HELP



                                                  "Cкачать статью в формате Word"

    


                                                           Г.А. Кренев
             

                                КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БТР.
             

         Сегодня    не  ругает  бронетранспортер  (БТР)  только   очень ленивый. 
Вооружение и  защита слабые.    Броня уязвима даже от стрелкового оружия. 
А людей - потенциальных жертв, много.       Сторонники БТР говорят, что БТР
лучше,   чем  ничего  или просто автомобили.  Но  как  тогда  объяснить,  что 
пехотинцы    предпочитают   ездить   в  «горячих   точках»   не  внутри,  под 
защитой   брони,    а  сверху  -  на  броне.      Дежа   вю  -  десант  на  танках. 
Аргументы  довольно  простые.  При подрыве фугаса под колесами БТР шансы
на выжить у тех, кто на броне выше, чем у тех,   которые внутри БТР.   У  тех,  
кто на броне обзор местности лучше  и в  случае засады они могут быстро по-
кинуть БТР и, используя складки местности для укрытия,  начать вести   ответ- 
ный огонь.   При   попадании  в   БТР  кумулятивного   снаряда,   броня   легко
пробивается,   в  результате  повышения  давления  в  замкнутом  объеме БТР 
все  погибают.  Однако,  эти  аргументы не идеальны.  В  Чечне фугасы часто 
устанавливают  сбоку дороги,   на  деревьях,   именно  в  расчете на тех,  кто
сидит на броне.   Да и просто стрелковый автоматический огонь  с  короткого
расстояния  «сметает»  всех,   кто  сидит  на  броне  -  не  успевают  покинуть 
БТР. Взрыв на броне кумулятивного заряда поражает так же  всех,  кто  сидит
на броне. К тому же в мороз, ливень,  под осколками  и  т.п.  сидеть на  броне
проблематично. 
        Следующий этап решения проблемы - это  превращение БТР   в   легкий  
танк с десантным отделением,  т.е.  в  боевую  машину  пехоты (БМП). Но и на  
БМП  пехота   предпочитает  ездить  на  броне.   Те  же  недостатки.  Сейчас 
обсуждается  возможность сделать БТР на базе  основного  боевого  танка,  с 
таким же,  как у него,  бронированием  и защитой.   Определимся  с  местом в  
бою БТР, БМП.
       Предположение, что пехота может решить свою основную задачу, ведя 
огонь  через   бойницы,   не выходя  из  БТР,  БМП,   исходя  из  опыта  боевых 
действий    в    «горячих    точках»,     оказалось     несостоятельным,    как   и 
использование     БТР,   БМП   в  боевом   порядке  танков  для  их  поддержки. 
Причины были названы ранее - слабые оружие и защита БТР, БМП.   Дешевое 
«пушечное  мясо».    Вариант   использования  для  этой  цели  БМПТ  (боевой 
машины поддержки танков), созданной на базе   основного   боевого   танка,  
явно  предпочтительней.   Тогда  у  БТР,  БМП  остается  только  одна  боевая  



                                          Боевая машина поддержки танков
 
       Рис.1.   Боевая машина поддержки танков (БМПТ) на базе боевого танка.

  
задача  -  безопасная  доставка  пехоты  из  пункта A в пункт Б, где она будет 
использоваться в пешем порядке.         
     Для   более   успешного   решения    поставленной    задачи    необходима 
специализация.   Оружие   самозащиты  БТР,   БМП   лучше  оформить  в  виде 
отдельной  боевой  машины  сопровождения.   В первом  приближении  -  это 
БМПТ.    Но   БМПТ  хороша  для   антитеррористических  операций,   когда   у 



БМПТ, вид спереди
 
                                           
Рис.2. БМПТ, вид спереди.
Вооружение БМПТ
 
                             
Рис.3. Вооружение БМПТ.
противника нет авиации и он не может широко использовать ракеты. Надо более универсальное оружие. Например, ЗСУ-23-4 «Шилко», которая хоро- шо себя зарекомендовала во время различных вооруженных конфликтов. Причем «Шилко» может уничтожать не только самолеты, но и ракеты. Во время учебных стрельб «Шилко» в качестве мишени используется 76 мм снаряд. Уж если «Шилко» может перехватить маленький 76 мм снаряд, то ракету класса «воздух-земля» AGM-65 «Мейверик», основное противотан- ковое оружие штурмовика А-10, с длиной 2,49 м и диаметром 305 мм и подавно. К сожалению, круг задач, решаемых стрелково - пушечным воору- жением, ограничен. Дополнительно нужна установка универсальной ракет- ной установки. На вооружении России есть зенитные самоходные ракетно- пушечные комплексы «Тунгуска» и «Панцирь-С». Но они - чисто зенитные, мало приспособлены для борьбы с наземным противником, пехотой. Гибель «Тунгусок» в Грозном - наглядная иллюстрация этого. Необходим специальный сторожевой танк (СТ). На СТ предлагается установить приборы, которые позволят гарантирован и заблаговременно обнаруживать замаскированные засады. Предлагается иметь следующий комплект приборов: телекамеру, тепловизионный прибор (ТВП) с лазером-дальномером, радиолокационную станцию миллиметрового диапазона волн (ММВ) и ЭВМ.
Рис.4. Сторожевой танк (схема).
     РЛС миллиметрового диапазона позволяет определять местоположение не
только  отдельных людей, но и даже пуль. Можно определить: куда стреляют, 
т.е.  враг  это  или  нет,  и   что  намного важнее:  точно определить,  откуда 
стреляют.   Последнее   можно  сделать  также с помощью  ТВП  по  вспышкам  
выстрелов. Но можно и не дожидаться стрельбы.  РЛС  позволяет  определить 
координаты ползущего или  совершающего  небольшие   движения человека, 
не менее чем на 2,5 км,  а  ТВП  позволяет по специфичному   тепловому полю
тела  человека   (человек  теплокровен, причем отклонения  от  температуры
тела 36,6  градусов  находиться  в  довольно  узком коридоре) определять его
координаты на  расстоянии до 1500 м.
         В    качестве    основного     противопехотного    оружия    предлагается 
автоматическая 60 мм пушка-гаубица-гранатомет, способная вести  огонь  как
сверхзвуковыми снарядами, так и дозвуковыми гранатами. Традиционная 30 мм
пушка  слабовата.  Ее   снаряды   не   обладают   достаточным    поражающим 
действием,     например,   при     стрельбе    по    окнам    зданий.   В   качестве 
вспомогательного   противопехотного   оружия предлагается шестиствольный 
14,5 мм     пулемет,     который     может     быть    использован   так   же,    как 
противоракетное    и   ближнее    противовоздушное   вооружение.  Ракетная
установка    может    поражать   танки,    самолеты,    ракеты   и   управляемые
бомбы на большей дистанции.   При отсутствии самолетно-ракетной  угрозы  в 
полевых    условиях   ракетная  установка может  быть   быстро   заменена   на 
дополнительное противопехотное оружие, например, на реактивные снаряды
с БЧ  объемного взрыва  (типа «Буратино»).   СТ  может  быть использован   не
только для защиты БТР, БМП,  но и аэродромов,  артиллеристских батарей,  КП
и т.д.    Более подробно о СТ можно прочитать на сайте:
                         http://www.sinor.ru/~bukren/tank_21.htm.
     Как уменьшить потери личного состава при транспортировке на БТР. Один
из рецептов известен давно - рассредоточение.   В нашем случае,  вместо БТР 
большой вместимости,  следует применять  маленькие  БТР - бронеавтомобили 
(БА) на 3-4 бойца.   Конечно,  будет дороже,  но  не дороже жизни.  Аналогов 
много. Вот несколько примеров.
         Знаменитый американский М1114 «Хаммер».
  
Бронеавтомобиль  М1114 «Хаммер» (США)
Рис.5. Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер» (США).
             Его характеристики следующие: 
- максимальная скорость движения по шоссе - 113 км/час, запас хода - 482 км, 
- масса автомобиля в базовом оснащении                                             -  2,544 т, 
- длина         - 4,72 м,                   ширина        - 2,18 м,                высота - 1,83 м,        
- клиренс - 0,41 м,     глубина преодолеваемого брода без подготовки - 0,76 м, 
                                а с  выдвинутой воздухозаборной трубой     до         1,52 м,
- мощность V-образного дизельного двигателя                                     -  190 л.с.
         Кабина,  днище кузова,  двигатель, трансмиссия, раздаточная коробка и 
топливный  бак  автомобиля  имеют  бронированную  защиту.    БТР  оснащен
бронированными  лобовыми  стеклами.   Броня  кабины  защищает  экипаж  и 
десант от  пуль  калибра  до  7,62 мм,   осколков   от  155 мм   артиллерийских
снарядов.   В некоторых случаях защищает от воздействия  противопехотных
и некоторых типов противотанковых мин. 
        Полная   боевая   нагрузка   предполагает  перевозку   пяти   полностью
экипированных     пехотинцев,    а    также   трехдневного    запаса   воды   и 
продовольствия в «багажнике».  
         Вооружение:  
-  12,7 мм пулемет М2 или 40 мм гранатомет Mk-40, которые  устанавливаются 
на вращающейся турели над кабиной.    
Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер» вид слева.
Рис.6. Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер» вид слева.
М1114 «Хаммер» вид справа
Рис.7. Бронеавтомобиль М1114 «Хаммер» вид справа.
        Перспективный американский LSV. Комбинированная силовая установка
в составе  дизель-генератора  и  колесных электромоторов,  а также система
изменения клиренса  с электрическим  приводом.  Бесшумное  передвижение
на   аккумуляторных  батареях  на  расстояние   до 15 км.    Бронеавтомобиль
вооружен    дистанционно     управляемым     крупнокалиберным    пулеметом.
Расчетная автономность действия - 10 суток.
        Российский бронеавтомобиль «Тигр». 
      Рис.8.   Бронеавтомобиль «Тигр» (Россия).
      Его характеристики:
     Максимальная скорость - 140 км/час. 
     Мощность дизеля 180 л.с. 
     Экипаж - 8 человек. 
     Стальная    броня    обеспечивает   защиту   от   противопехотных  мин   и 
     пуль 7,62 мм.
          В Великобритании разработан бронеавтомобиль MLV. 
                          
  
                                
        Рис.9.   Варианты бронеавтомобилей типа MLV (Великобритания).
          Его характеристики следующие: 
- Длина - 4,7 м, колесная база - 3,5 м, клиренс - 0,4 м. 
- Полная масса - до 7,2 т,   
- максимальная скорость - 130 км/час. 
- Запас хода 500 км, 
- углы подъема и спуска превышают 40 градусов,    
- глубина преодолеваемого с ходу брода 0,8 м, а после минимальной 
подготовки - 1,5 м.
Вместимость - семь пехотинцев. 
Бронирование противопульное (до 7,62 мм).
Для более эффективной защиты от мин броня днища корпуса имеет 
большую толщину,  чем   борта  и   крыша.   Кроме   того,  под   ним   к  раме
крепится специальная отражательная плита V-образной формы. 
       Считается,   что   установка  двигателя   в   передней   части  машины  и  
размещение   экипажа за   передней  колесной   осью    (механики-водители 
современных ББМ  располагаются, как правило, над передней) будут   
способствовать снижению уязвимости  личного состава при взрыве мины под 
передней балкой. Значительно ослабить воздействие ударной волны на чле- 
нов экипажа позволит оригинальная конструкция сидений, обеспечивающая   
их высокие  амортизационные  свойства. Мощность дизеля - 185 л.с.
        В Германии находиться  на  вооружении   бронеавтомобиль  «Динго-2». 
Максимальная   скорость   по   шоссе - 120 км/час.   Машина   имеет   мощную 
противоминную  защиту,  прежде  всего под передними сидениями водителя
и  командира.  Броневая  защита  передней и боковой частей корпуса может 
быть усилена керамическими плитами.
        Германской    фирмой    «Рейнметалл»    создан    бронеавтомобиль   LIV. 
Вес 5,5 т, экипаж четыре человека, мощность дизеля 156 л.с. 
        Броня - противопульная.
         Французский    бронеавтомобиль   VBL  «Панард»   оснащен    дизелем 
мощностью - 185 л.с. Толщина брони корпуса 5 -11 мм. 
Вооружение: 7,62 мм-, 12,7 мм - пулеметы или ПУ ПТУР.
                            «Панард» (Франция)
         Рис.10.  Бронеавтомобиль VBL  «Панард» (Франция).
          Швейцарский  бронеавтомобиль  «Игл-4».    Мощность дизеля - 250 л.с. 
Экипаж - 4 человека.  Бронирование противопульное  (до 7,62 мм).
          Китайский бронеавтомобиль «Чжаньшень» напоминает старую модель 
«Хаммера»,       но   экипаж    всего  4   человека  из-за   больших   габаритов 
китайских дизеля и трансмиссии. 

         Потери в живой силе при поражении одной единицы бронетехники при
использовании  БА  меньше,  чем при  использовании  БТР.  Однако  БА  также 
уязвимы, как и БТР. Это следует из больших потерь американских «Хаммеров»
в Ираке ( http://hummer.carclub.ru/articles/allarticles/0000003242/).
     Ниже рассмотрим, как  можно  усовершенствовать  БА  и  другие  средства
обеспечения его безопасности.       
    Для     защиты   колоны   от   дорожных   мин  и   фугасов  предлагается 
следующее.
         а). Наблюдение   за  дорогой   по   маршруту   движения  со   спутников, 
самолетов аэростатов (типа израильской TAOS), дирижаблей.
         б). Использование   тральщика,   двигающегося   впереди    колоны.     В 
простейшем  случае - это   танк   с   катковым   тралом  впереди.  Хотя  более 
эффективным   будет   специальный   тральщик,   который  может  двигаться, 
не замедляя  скорости сопровождаемой колонны.  Соответственным   образом
бронированный,  с  мощным двигателем и оснащенный  не  только тралом,  но
также   приборами,   позволяющими   сканировать   впереди  тральщика,  как
дорогу,  так и пространство  возле дороги,  на деревьях.  Эти приборы  могут
быть акустическими и радиолокационными. Для борьбы с радиоуправляемыми
фугасами тральщик предлагается оснастить станцией помех,   которая может
блокировать   прохождение   сигнала   на   радиовзрыватель   или   наоборот,
вызвать   его    несанкционированное   срабатывание.    В  России  есть  такая
станция - это электронный мобильный комплекс «Антитеррорист».
          Но вернемся  к   нашему   бронеавтомобилю.       У   него   предлагается
использовать не автомобильную силовую схему с силовой рамой,   а  БТР-скую
с силовым несущим корпусом. Более  мощное  бронирование кабины - защита 
от 12,7 мм пуль.  А  все  остальное:   двигатель,  трансмиссия,  топливный  бак
и пр.- как обычно, от пуль 7,62 мм.
           Бронезащиту  следует  выполнить  в   виде  двух  бронекапсул.  Первая
капсула – кабина.  По сравнению с традиционными компоновками БА,  кабину
надо  поднять  вверх  так,  чтобы пол ее обитаемой части оказался на уровне
капота (верха  второй бронекапсулы).Ниже пола обитаемой части кабины
боковые стенки бронекапсулы необходимо выполнить
так,  чтобы  они  шли  наклонно  вниз  и  сходились на продольный гребень на
уровне низа БА (низа второй бронекапсулы),  т.е. низ   кабины   должен иметь
вид      бункера   для   сыпучих   материалов    (перевернутую   пирамиду),  но 
эллипсоидной   формы.     Конструкция   предлагаемой   кабины    похожа   на 
бронекапсулу  БА  «Бульдог»   ЮАР,  который  создан  на   базе  2-т   грузовой
машины   «Сэмил-20».   Подобная   конструкция,   как   следует   из     боевого
применения    БА  «Бульдог» и  аналогичного   «Рино»,  обеспечивает  защиту
от   мин  почти   всех   типов.   Вторая   бронекапсула,  в которой  размещены
 двигатель, трансмиссия, топливный  бак  и  др.,     должна   быть  продольной.
 В    нее    как  бы   «вставлена»     вертикально   первая   бронекапсула.    Для 
обеспечения     устойчивости    при    высоком    положении   центра  тяжести 
двухкапсульного   БА    предлагается   увеличить  базовое  расстояние   между
колесами (в ширину), вынеся их за габариты  корпуса.
                                   
(ЮАР) «Бульдог»
    
      Рис.11.  Бронеавтомобиль (ЮАР): «Бульдог»  (рисунок взят из 
              журнала "Зарубежное военное обозрение", №9, 1984г.)
         Для     того    чтобы   при   этом   сохранить   и    даже   уменьшить    вес 
бронеавтомобиля,  предлагается  использовать броню   из   композиционного
материала   (КМ)   на   основе   керамики.    Поскольку   соединение   деталей, 
выполненных из разных материалов, затруднено, а изготовление монолитной 
керамики  больших  габаритов  технологически   сложно,   предлагается   для 
брони следующий КМ: связующее - алюминий,  аполнители - «миникристаллы» 
керамики на основе окислов алюминия  и   нити  бора  или   углерода.    Окись 
алюминия, иначе глинозем,  сравнительно дешевый и недефицитный материл.   
Керамика,     содержащая     95-99%      глинозема,    обладает        хорошими   
механическими   свойствами.   Известные    марки   этой   керамики:   поликор,
микролит,       22ХС    и     др.    Предлагается     «миникристаллы»     керамики 
располагать  ближе  к  наружней  поверхности   (зона  сжатия  и  контакта со 
снарядом), а высокопрочные  волокна  (КМ на основе  алюминия,  нитей  бора 
или углерода сегодня используется в авиации) - ближе к внутренней  (подбой, 
зона растяжения при ударе снаружи) поверхности.
      Для дополнительного повышения противоминной стойкости целесообраз-  
но воспользоваться конструктивными  решениями, заложенными в английском    
бронеавтомобиле  MLV,  доработав их.  А именно,  следует отнести передний   
мост  еще  дальше   от  кабины,   разместив  между  двигателем   и    кабиной     
«багажник»   с   боковыми крышками.   Дно второй бронекапсулы выполнить в 
V-образной    форме,  а   сиденья   снабдить   амортизаторами   для   гашения  
энергии взрыва. Для быстрого выхода личного состава из  БА  предусмотрены
четыре  боковые двери, четыре верхних люка,  задняя дверь и  узкий  проход 
к   ней  между  сидениями.  Для  предотвращения  заклинивания   при  взрыве
двери и люки должны быть  выполнены  в  виде клина,  обращенного  наружу 
и иметь зазоры,  закрытые специальной  пленкой,  которая  обеспечивает    с  
одной     стороны     герметичность,    а    с    другой    выполняет      функцию  
предохранительного клапана при попадании в БА  кумулятивного заряда.
        Для   защиты  от   кумулятивных   снарядов   предлагается   использовать 
капроновую сеть, которая разворачивается наклонно в сторону противника с 
помощью быстро надуваемых сжатым воздухом пневматических стоек. Что-то 
вроде подушек безопасности, но более сложной формы, с сеткой. Вместо 
пневматического   развертывания  сети,  возможно  использование  для   этой 
цели упругой,  предварительно сдеформированной стальной ленты.  Вначале  
она свернута в рулон, при освобождении саморазворачивается, выпрямляется 
и свертывается относительно своей продольной оси, превращаясь в довольно 
жесткую  трубу,  длина  окружности  которой  приблизительно равна ширине  
ленты.  При  попадании  в  сеть снарядов  таких,  как  гранаты  или  ПТУР, они  
меняют    свою   ориентацию   в   пространстве   и  не  могут поразить броню. 
При оснащении снарядов высокочувствительными мгновенными  взрывателями
сеть провоцирует их  преждевременный подрыв,  в  результате чего происхо- 
дит отсечка газовой кумулятивной струи,  основного  поражающего  фактора 
заброневого действия кумулятивного заряда,  так как поражающее  действие 
металлической      кумулятивной     струи     в     заброневом         пространстве 
незначительно. 
        В  отличие   от  обычных   БТР,   БМП    и   БА    предлагаемый  БА  следует 
оснастить  мощной  системой    помех.  Гранатометы  с  дымовыми   гранатами   
(например, на основе  четыреххлористого   титана)    могут   защитить  БА  не 
только   в     видимом,   но   и   в    ИК-диапазоне.    Осветительные     гранаты,   
выстреливаемые  в  сторону противника с  недолетом,   слепят его,   в  ночное 
время обеспечат подсветку противника,  а  также  выполняют  функцию   ИК-
ловушек для защиты от ПТУР типа   «Хеллфайр». На подвижной  управляемой 
штанге   предлагается    установить   мощный   импульсный   прожектор    (по    
принципу    фотовспышки),    питаемый    от     автомобильного    генератора.        
Прожектор  предназначен  для   ослепления   противника, ведущего огонь по    
БА.    Выдвигаемая,    подвижная    штанга   затрудняет     определение      БА  
относительно  прожектора.
        Силовая установка - дизельная или турбинная.
        В целях упрощения предлагается осуществлять поворот по «танковому»,
за счет разной скорости вращения колес левого и правого борта.
        Для уменьшения износа шин при развороте по «танковому» и повышения
их   боестойкости  предлагается «обуть»  шины  в  металлические   «пяточки». 
«Пяточки»  предлагается   выполнить   наподобие   шипов,     применемых   на 
автомобильных   колесах   противоскольжения,   но  с   плоскими    головками -  
пяточками.   Так как  нагрузка   на  задние   колеса  больше, чем на передние, 
задние колеса - сдвоенные.
         Для   «разгрузки»   колес и   соответственно   повышения   проходимости
при более высоком  весе  предлагаемого   БА   целесообразно   увеличить   их
диаметр     и    ширину.     Колеса     желательно      защитить    бронедисками, 
переходящими по краю в цилиндры.
       Вооружение    минимальное.   Легкосъемный  7,62 мм  пулемет  на  турели 
с бронеограждениием без крыши.    Ограждение не  сплошное,   так как  роль
бронеспинки выполняет открытый  бронелюк.  Бронелюк  выполнен  заодно  с 
турелью и поворачивается при грубой наводке  пулемета по азимуту вместе с 
ней.  Четыре  переносимых   30 мм   12-ствольных (3 х 4)  разовых  реактивных 
противопехотных гранатометов. Стволы рекомендуется     изготавливать     из
стеклопластика       или        картона.  Электровоспламенение  позволит  вести 
одиночный     огонь     или     очередями.   Такие   гранатометы    существенно   
дешевле      станковых,    меньше   по    весу   и   габаритам,   хотя   дальность 
действительного огня по точечным  целям  хуже  и не превышает   200 м,   но 
этого   вполне   достаточно  для  борьбы  с  засадами,   если  вести   огонь  по  
площадям.  Известны  аналоги.    В   конце  войны  немцы   разработали 20-мм
9-ствольный  зенитный   комплекс  «Luftfaust-B»  (советский   аналог     времен   
вьетнамской     войны   7-ствольный    «Колос»).      Во   Вьетнаме  американцы 
довольно   успешно  применяли  66 мм  4-ствольный  гранатомет М202А1.

        Для выполнения разных  задач самолет  или   вертолет  имеет  различные 
варианты вооружения.   То же самое предлагается для отдельного пехотинца. 
Например, один и тот же боец,   в зависимости  от  постановленной  задачи  и 
местности,    может   быть  вооружен   снайперской   винтовкой    или    легким 
малокалиберным  пулеметом.     А   «запаску»   можно   перевозить   вместе    с 
пехотинцем    на   БА,  вертолете   или   хранить   стационарно на постоянной 
позиции.

             Кренев Г.А.
          14 сентября  2005 г. 


         Литература.
  
1. «Оружие», жн., 1997 - 2005 г., М
2. «Зарубежное военное обозрение», жн., 1979-2005 г., М, Красная звезда
3. Баум Ф.А., Станюкович К.П., Шехтер Б.И. «Физика взрыва», М, Физматгиз,
 1959 г.
4. «Оружие победы» под ред. Новикова В.Н., М, Машиностроение, 1987 г.


                               "Cкачать статью в формате Word"