Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
E-mail
Cкачать статью в формате Word страница: 1 2 3 4 5
 

                                                      Кренев Г.А.

                             Асимметричный ответ высокоточному оружию.
                                                      (страница 1)


                       Содержание всей статьи.

     1. Война на основе высокоточного оружия (стр. 1).
        
        1.1. Разведка и контроль.
              1.1.1. Контроль за воздушным пространством и радиоэфиром.
              1.1.2. Современные средства разведки наземных войск
        1.2. Первая "волна" - удар крылатыми ракетами.
              1.2.1. Крылатая ракета AGM-86C/D CALCM
              1.2.2. Крылатые ракеты морского базирования "Томахок".
              1.2.3. Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER
              1.2.4. Перспективная крылатая ракета AGM-158 JASSM.
              
        1.3. Вторая "волна" - "работа" авиации с использованием высокоточного оружия (стр. 2).
        
              1.3.1. Какие самолеты  используются  в США  в качестве носителя  высокоточ-
                        ного оружия
          в "полицейских" операциях?
              1.3.2. Управляемые авиабомбы (УАБ).
              1.3.3. Тактические управляемые ракеты.
        1.4. Высокоточное оружие в сухопутной операции.
              1.4.1. Пилотируемая армейская авиация.
              1.4.2. Беспилотная ударная (боевая) авиация.
              1.4.3. Радиоэлектронные системы охраны баз.
        1.5. Комментарии.
        
     2. Оборона против высокоточного оружия (стр.3). 
   
        2.1. "Безопасные" средства разведки воздушных целей.
        2.2. "Безопасные" средства связи.
        2.3. Ложные цели, маскировка, помехи.
              2.3.1. Из истории Великой Отечественной войны.
              2.3.2. Зарубежный опыт.
              2.3.3. Перспективы.
              
        2.4. Зенитные средства огневого поражения высокоточного оружия (стр.4).
     
              2.4.1. Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).
              2.4.2. Мобильные ЗРК ближнего действия.
              2.4.3. "Народный" ЗРК (НЗРК).
              
        2.5. БЛА-истребитель (стр.5).
       
        2.6. Борьба с сухопутными войсками на марше и на базах.
      Ирак, Югославия  и снова  Ирак. Агрессия, без санкции  ООН. Кто  следующий?  Ни
кто  не гарантирует, что  в этот список не попадет и Россия. Успех в этих операциях
достигается  за счет массированного применения высокоточного оружия. Воздушные
удары крылатых ракет  и авиации. Прежде всего  производства "Янкиленд" (страны -
Вавилонской башни). А  у России  нет денег  на симметричный  ответ. Воруют  много.
Путин говорил  об асимметричном ответе. Попробуем  проанализировать, что можно
сделать  конкретно  в этом ключе, но вначале  надо  рассказать, что такое  война на
основе высокоточного оружия.

     1. Война на основе высокоточного оружия. 

     Война начинается  задолго  до активных  действий. Как только  страна  попадет  в
"черный" список. Активизируется спутниковая, воздушная, морская  и агентурная раз-
ведка. С помощью спутников определяются точные координаты  будущих  целей, как
как военных, так  и гражданских. Особый акцент делается  на объекты ПВО, которые
располагаются, как правило, недалеко  от прикрываемых объектов, малоподвижны, и
поэтому очень уязвимы. Начинается "подрывная" информационная война с населени-
ем, разрушение экономики, государственного и военного аппарата. Вводятся одноно-
сторонние (США и ее союзники) и, если получиться, всемирные (в рамках ООН) эконо-
мические  и политические санкции  и изоляция. Начинается  массированное финанси-
рование  оппозиции, которая  должна, используя опять же  финансовые возможности
США, привлечь широкие слои  населения  для организации массовых протестов и бес-
порядков. При отсутствии оппозиции - создают ее. Для разделения страны на вражду-
ющие лагеря используются  национальные, этнические, родовые  и религиозные про-
тиворечия. Через доверенных лиц проводится подкуп высокопоставленных государст-
венных  и военных чиновников, с обещанием  радужных  перспектив  их карьеры  при
американском негласном правлении. Причем эта "работа" организуется заранее и яв-
ляется важнейшим элементом  будущих военных успехов. Проводиться подготовка су-
ществующих военных баз и открытию новых в странах, ближайших  к стране-жертве.
Ведется "обработка" общественного мнения  для оправдания  будущих боевых дейст-
вий.
     Непосредственно началу  боевых действий  предшествует:  прибытие авианосцев,
кораблей-носителей  крылатых  ракет,  десантных, транспортных  и других  кораблей
ВМС  к району боевых действий. Переброска на военные базы боевых и транспортных
самолетов и вертолетов, боеприпасов и сухопутных войск.

     1.1. Разведка и контроль.

     1.1.1. Контроль за воздушным пространством и радиоэфиром.

     Устанавливается  тотальный,  "сквозной"  контроль   за  воздушным  пространством
противника - любой  взлетевший  самолет, вертолет  или ракета немедленно "засека-
ются". Контроль  осуществляется  с помощью  морских, наземных (в том числе  загори-
зонтных) РЛС и спутников, но прежде  всего самолетов дальнего радиолокационно-
го обнаружения (ДРЛО)  и управления - E-3 "Сентри" (АВАКС), созданный  на базе
модифицированного пассажирского лайнера Боинг 707-320B.
самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО)  и управления - E-3 "Сентри" (АВАКС)

Длина (размах крыла самолета) 46,6 (44,4) м
Масса взлетная (пустого самолета) 151,9 (78) т
Максимальная (крейсерская) скорость полета                     900 (666) км/ч
Продолжительность полета без
дозаправки в воздухе    
11 ч
Высота патрулирования 9 - 12 км
Обозначение РЛС, AN/ANY-1 и -2,
фирма-изготовитель "Вестингауз"
Рабочая частота РЛС    Около 3 МГц
Дальность обнаружения целей до 600 км
(истребителя)  (более 370 км)
 
     "Сквозному" контролю  на всей территории противника подвергается также рабо-
та радиостанций  и РЛС. Определяются координаты  и квалифицируется  по характе-
ристикам любой источник радиоизлучений. Ни одно включение РЛС наблюдения, раз-
ведки и наведения не пройдет незамеченным.

     Спутники радио  и радиотехнической разведки. Состав по состоянию  на 2001 г.:
четыре "Феррет", 20 "Ссу", "Шале", "Вортекс", четыре  "Джеробоум", два "Аквакейд",
 шесть "Джампсит". Предназначены  для радиотехнической разведки РЛС комплексов
ПВО и ПРО (вскрытие их расположения, режимов работы  и характеристик излучения)
и радиоразведка систем управления и связи.

     Самолет-разведчик  RC-135V/W "Ривет Джойнт", разработанный  на базе  само-
лета-заправщика KC-135. Основные характеристики:  экипаж  четыре человека, опе-
ративная группа  до 25 человек, максимальная взлетная  масса 136 800 кг, максималь-
ная скорость полета  1004 км/час  на высоте 7600 м, крейсерская скорость  950 км/час
на высоте  9700 м, практический потолок  15 200 м, перегоночная дальность 4800 км,
длина самолета 41 м, высота 12,7 м, размах крыла 39,9 м. На борту RC-135V/W устано-
влены  два комплекта аппаратуры: радиоразведывательная  типа 55 000, куда входят
системы  ES-400 AEELS (автоматический разведки радиолокационных целей), CS-2010
"Рэйвен Хок" (ручной  разведки  этих же  целей)  и ES-182  MUCELS  (автоматической
разведки радиолокационных целей), CS-2010 "Рэйвен Хок" (ручной разведки этих же
целей)  и ES-182 MUCELS (многоканальной разведки  УКВ радиостанций); автоматизи-
рованной  обработки  данных  типа  85 000 (его  основу составляет  13 процессоров и
сеть подключенных к ним автоматизированных рабочих мест операторов).
Самолет-разведчик  RC-135V/W "Ривет Джойнт"
     Авиационная  комплекс  радиоэлектронной  разведки "Гардрейл  коммон сен-
сор" (Guardrail/Common Sensors)  предназначен  для обнаружения, распознания ти-
пов и определения местонахождения РЛС, средств радиосвязи и поставщиков помех
противника. Каждый комплекс  включает  в себя  до 12 разведывательных самолетов
RC-12  с различными вариантами  полезной  нагрузки, а также  мобильный  наземный
центр управления, обработки данных  и передачи результатов разведки на пяти ав-
томобилях. Есть четыре модификации самолета RC-12, разработанные на базе тран-
спортного  самолета  C-12  "Гурон". Базовые  самолеты,  используемые  в ней,  имеют
следующие характеристики:  взлетная масса 5500 кг, максимальная скорость  полета
(на высоте  10000 м)  540 км/час,  практический  потолок  10600 м,  радиус  действия
1300 км, экипаж  восемь человек. Длина  самолета  17 м,  высота  5 м,  размах  крыла
16,7 м.
     На самолетах  RC-12K установлена  аппаратура  комплексов  радиоразведки "Усо-
вершенствованный Гардрейл-5", радиотехнической разведки "Усовершенствованный
Квик Лук"  и  станции  высокоточного  определения  местоположения  радиостанций
CHAALS (Communication High  Accuracy  Airbombe  Location  System), позволяющая осу-
ществлять с борта самолетов параллельно радио- и радиотехническую разведку (Р и
РТР).
     Самолеты  RC-12N (приняты  на  вооружение  1995 году)  способны  осуществлять
полный цикл  ведения разведки  в составе патрулирующей смены  разведывательных
самолетов при нахождении наземного центра за горизонтом.
Самолет  RC-12N
    На самолетах RC-12P и RC-12Q  установлена разведывательная унифицированная
аппаратура последнего поколения. Эта система  способна:  вести разведку передат-
чиков,  использующих  сигналы  повышенной  скрытности  (с псевдослучайной  пере-
стройкой частоты, шумоподобные, с малой длительности и др.); с высокой точностью
определять  местоположение  источников  радиоизлучений; обрабатывать одновре-
менно большое количество сигналов.

     Авиационная  система  радиоэлектронной разведки  ARL-M, созданная  на базе
разведывательных  самолетов  RC-7B,  предназначена  для ведения  круглосуточной,
радио- и радиотехнической, радиолокационной и оптоэлектронной разведки. Само-
лет RC-7B - модифицированный вариант пассажирского самолета "Дэш-7": экипаж 6 
человек, взлетная масса  20000 кг, максимальная скорость  полета  500 км/час, крей-
серская  436 км/час (на высоте  2440 м), время  патрулирования  8 час (максимальное
10 час), дальность полета  с максимальной нагрузкой  1300 км, максимальная  высота
полета 7300 м. Длина самолета 24,35 м, высота 7,98 м, размах крыла 28,35 м.
самолет RC-7B
     Многофункциональная авиационная система радиоэлектронной разведки ACS
(Aerial Common Sensor) должна прийти на замену "Гардрейл коммон сенсор" и ARL-M,
причем она одна будет сочетать все их возможности.

     ACS  обеспечит   в  реальном  масштабе  времени  автоматическое  обнаружение,
опознавание  и высокоточное  определение  местоположения  современных  средств
радиолокации и радиосвязи  в диапазоне частот  20-40000 МГц, перехват радиосиг-
налов, а также оптоэлектронную съемку объектов противника  и выдачу целеуказа-
ний средствам огневого поражения. В состав бортовой аппаратуры каждого самоле-
та войдут  шесть рабочих мест  с комплектами  технических средств, которые позво-
лять  вести  радио-  и  радиотехническую  разведку  источников  радиоизлучений на
дальности  до 350 км, радиолокационную  - до 250 км, оптоэлектронную - до 120 км.
Высокая точность  определения местоположения целей, в том числе  мобильных: ра-
диостанций  с точностью 50-150 м  и РЛС - 10-30 м), должна быть обеспечена благо-
даря применению  двух-трех самолетов, комплексированию угломерного, разностно-
дальномерного  и разностно-доплеровского методов обработки принимаемых сигна-
лов, а также использованию  данных  КРНС NAVSTAR. Поступление  новой системы на
вооружение ожидается 2009 году.

     Наземные средства  радиоразведки скромнее, но  и они достаточно эффектив-
ны. В качестве примера рассмотрим французские радиопеленгаторы. Разведывате-
льные станции  TRC-297  и TRC-298 работают  в диапазоне частот  от 20  до 2700
МГц, имеет  высокую чувствительность  и способны обнаруживать  с высокой вероят-
ностью радиосигналы малой длительности  с различными видами модуляции и верти-
кальной поляризацией. TRC-297 отличаются компактностью.
     К числу последних  разработок фирмы "Талес" относиться аппаратура нового по-
коления  TRC-6100. Созданы  три варианта станций  этого типа, которые, успешно 
прошли полевые  испытания. В  их конструкции применена  модульная  открытая мо-
дульная архитектура построения и используется широкий набор приемных  и пелен-
гаторных антенн. Применение антенн различных типов при одном  и том же составе
аппаратуры станции  позволяет  использовать  ее в мобильном, полустационарном и
стационарном вариантах.
     Особенности станций  TRC-6100 заключаются в том, что  микрокомпьютером бло-
ков управления применяются  одна-две платы (карты), которые  обеспечивают циф-
ровую высокоскоростную обработку сигналов по девяти приемным каналам одновре-
менно. Действие трактов обнаружения и пеленгования основано на принципе пара-
ллельного использования нескольких многоканальных высокопроизводительных про-
цессоров. Благодаря специально  разработанному программному обеспечению стан-
ции может осуществлять параллельное пеленгование нескольких радиостанций, ра-
ботающих на одной  и той же частоте. Реализованный в станции алгоритм пеленго-
вания позволяет  учитывать  такие параметры, как  ионосферные возмущения, муль-
типоляризация,  векторные  рассогласования,  мешающие  эхо-сигналы  на  позиции
размещения станции, и другие.
     TRC-6100 обеспечивает высокоскоростной обзор рабочих поддиапазонов частот,
10 МГц/с - КВ-диапазоне и 10 ГГц/с  - в УКВ; возможность  перехвата  радиопередач,
использующих сложные виды сигналов: скачкообразное изменение рабочей частоты
(СИЧ), сжатие во времени (сверхбыстродействующая передача - СБД), расширенный
спектр частот и т.п.; определение с высокой точностью, менее 1 градуса, направле-
ний  на источники радиоизлучений  в условиях сложной сигнально-помеховой обста-
новке.

     1.1.2. Современные средства разведки наземных войск позволяют в радио, ви-
димом, инфракрасном  диапазоне  электромагнитном волн  с большими разрешением
и достоверностью, в реальном масштабе времени определять местоположение даже
отдельных машин бронетехники и небольших групп живой силы противника.

     Вся территория  страны-жертвы  как на блюдечке. Если конечно она  не располо-
жена в горах или в джунглях как Вьетнам.

     Самолеты разведки наземных целей  и наведения оружия:  самолет Е-8С сис-
темы "Джистарс" (в РЛС AN/APY-3 использована  концепция интеграции радиолока-
ционных режимов  быстрой автоматической селекции  движущихся целей и синтези-
рования  апертуры  антенны, благодаря которой  можно  автоматически  обнаружи-
вать движущиеся цели  на дальности 250 км) и морской самолет S-3E "Викинг" систе-
мы "Грей Вулф" (уменьшенный вариант).
самолет Е-8С системы "Джистарс"
     Стратегический разведывательный самолет U-2S ВВС США  разработан специ-
алистами  фирмы "Локхид-Мартин". Самолет  выполнен  по нормальной аэродинами-
ческой схеме со среднерасположенным прямым крылом большого относительного уд-
линения (соотношение  L/D=10,6)  и велосипедным шасси. Бортовое  разведыватель-
ное и связное оборудование  модульного типа размещается в носовом  и закабинном
(внизу фюзеляжа) отсеках, а также  в двух подкрыльевых контейнерах. Над фюзеля-
жем предусмотрена  установка обтекателя  с антенной спутниковой линии передачи
данных. Машина оснащена системой дозаправки топливом в воздухе.
Стратегический разведывательный самолет U-2S ВВС США
     Основные тактико-технические характеристики: экипаж один человек, масса: пу-
стого 8 т, максимальная полезной нагрузки 1,9 т, нормальная взлетная 14 т, максима-
льная взлетная  18,7 т, максимальная крейсерская скорость полета (на высоте  21600
м)  750 км/час,  практический  потолок  27400 м, высота  ведения  разведки  22200 м,
максимальная  дальность  полета  11200 км, продолжительность  полета  15 ч. Длина
самолета 19,2 м, высота 5,1 м, размах крыла 31,2 м.
     В зависимости от выполняемой задачи, а также условий на ТВД комплект разведы-
вательного  оборудования  может  включать:  оптико-электронную станцию  SYERS4
РЛС с синтезированием апертуры ASARS-2;  оборудование линии передачи;  станции
Р-РТР Senior Spear  и Senior Ruby;  оборудование (совместимой линии  передачи дан-
ных, дуплексного канала связи, линии передачи данных через спутник SPUR); прием-
ник КРНС NAVSTAR и аппаратуру РЭБ.
     На   основе  U-2   создан    высотный  тактический  разведывательный  самолет
TR-1A. В состав  разведывательного оборудования входят  РЛС бокового обзора, ап-
паратура радио- и радиотехнической разведки, инфракрасные средства и АФА.
высотный  тактический  разведывательный  самолетTR-1A
     Беспилотные летальные аппараты (БЛА)  служат весомым дополнением к пило-
тируемым разведывательным самолетам. Разведывательные БЛА  хорошо зарекомен-
довали себя  еще во Вьетнаме. Они существенно дешевле, не нужны пилоты  и соот-
ветственно не будет потерь. Это позволяет иметь  их больший парк  по сравнению с
пилотируемыми.
     По проекту MAE (Medium Altitude Endurance - БЛА для барражирования на средних
высотах) был  разработан "Tier II"  или по другому  "Предатор В". Высота патрулиро-
вания 7,5 км при практическим потолке 16 км. Время патрулирования  не менее 30 ч.
Максимальный радиус действия - 6000 км. Масса пустого БЛА - 1,38 т, а максимальная
взлетная - 3,2 т, полезная - 450 кг. Размах  крыла - 20,12 м, длина  аппарата - 14 м, а
высота - 3,56 м. Максимальная скорость - 370 км/ч, крейсерская - 155 км/час.
"Предатор В" "Предатор В"
     БЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме и оснащен хвостовым опе-
рением, имеющим форму  перевернутой буквы  V. В состав бортового  оборудования
аппарата входит инерциальная и навигационная система NAVSTAR, малогабаритный
компьютер.  Разведывательное  оборудование  включает  ТВ  и ИК камеры  Raytheon
AN/ASS-52(V)  с разрешающей способностью  около 16 см, размещаемые на гироста-
билизированной платформе, лазерный целеуказатель, а также  РЛС AN/APY-8 Lynx с
синтезированной  апертурой (разрешающая способность порядка  30 см). Передача
данных осуществляется в масштабе времени, близкой к реальному, с помощью аппа-
ратуры  спутниковой связи. Взлет  и посадка БЛА  выполняется  по-самолетному  с ис-
пользованием колесного шасси, управление полетом автоматическое  в соответствии
с программой или по командам оператора.

     По проекту  HAE (High Altitude  Endurance - БЛА  для барражирования  на больших
высотах)  в рамках программы "Tier II+"  фирмой Teledyne Ryan Aeronautical  был раз-
работан БЛА RQ-4A Global Hawk. Практическим потолок - 20 км. Время полета - бо-
лее 24 час. Масса  пустого  БЛА - 4,2 т, а  взлетная - 11,2 т, полезная - 950 кг. Размах
крыла - 35,42 м, длина аппарата - 13,53 м, а высота - 4,62 м. Максимальная скорость -
640 км/час, крейсерская - 630 км/час. Максимальный радиус действия - 8000 км.

БЛА RQ-4A Global Hawk  БЛА RQ-4A Global Hawk

     БЛА  выполнен  по нормальной  аэродинамической  схеме  с низкорасположенным
крылом  большого удлинения. На котором  имеется  две точки  внешней подвески, на
450 кг каждая.
     Практический потолок и его разведывательная аппаратура сопоставимы с анало-
гичными показателями самолета U-2.
     Радар  с  синтезированной  апертурой  изготовлен  фирмой  Raytheon  (Hughes) и
предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы
он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разреше-
нием 1 метр. За сутки может быть получено изображение  с площади  138000 км2  на
расстоянии 200 км. В точечном  режиме ("spotlight" mode), съемка  области размером
2х2 км, за  24 часа может быть  получено  более  1900 изображений  с разрешением
0,3 м. В третьем режиме (X-Band) радар может  сопровождать движущуюся цель, ес-
ли ее скорость более 7 км/ч.
     Дневная электронно-оптическая цифровая камера  изготовлена  компанией Hug-
hes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024x
1,024 пиксел) сопряжен  с телеобъективом с фокусным расстоянием  1750 мм. В зави-
симости  от программы есть  два режима работы. Первый - сканирование полосы ши-
риной 10 км. Второй - детальное изображение области  2 х 2 км. Для получения ноч-
ных изображений  используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел ). Он использует тот же
самый телеобъектив.
     Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько ка-
налов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 
Мбит/с. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоро-
стью 137 Мбит/с.
     Global Hawk будет  интегрирован  в существующие системы  тактической воздуш-
ной разведки  (планирование  полетов, обработка  данных, эксплуатация  и распро-
странение информации). Если он будет подключен к таким системам как объединен-
ная система обеспечения разведки (JDISS) и глобальная система командования и уп-
равления (GCCS), изображения  будут  передаваться  оперативному  командующему
для немедленного использования.
     Для самозащиты  Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокатора-
ми AN/ALR 89 RWR и постановщиками помех. При необходимости он может использо-
вать  буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию ре-
альных ситуаций  показали, что Global Hawk может совершить  более чем  200 выле-
тов  без повреждений, если маршрут  его полета спланирован с учетом текущей об-
становки (вне зон активных  боевых действий). В случае  опасности  БЛА может  выз-
вать помощь связавшись с ближайшим авиационным патрулем или самолетом AWACS.

     Спутники:

     Оптико-электронные  спутники КН11   и  КН12.  КН-12  обеспечивает  получение
изображений объектов разведки с разрешением, достигающим 15 см.
     Спутники   ИК(инфракрасной)-разведки.  Спутники  DSP  засекали  старт  ракет
"Скад" во время войны в зоне Персидского залива 1991 г., хотя последние имеют не-
большое тепловое излучение. Последние поколения  спутников  с инфракрасной ап-
паратурой SBIRS-High и SBIRS-Low. SBIRS-Low, к примеру, может, с помощью англий-
ской ИК-съемочной камеры, выполнять съемку района 16х120 км с разрешением око-
ло 30 м. Похожая аппаратура установлена на спутниках КН-12.
     Спутники гиперспектральной съемки. С ростом возможности электроники число
используемых  узкополосных каналов  возросло  до несколько сот. Такая съемка полу-
чила наименование  гиперспектральной. Спутник  MightySat II.1, выведен  на орбиту
547 км  в 2000 году, позволяет осуществлять съемку территорий площадью 20х13 км
в области  спектра  от 470  до 1050 нм (256 оптических узкополосных  диапазонов) с
периодичностью  3 сут.  По мнения  американских  специалистов  спутник  может ис-
пользован  для определения местоположения  военной техники. По программе "Уор-
файтер-1"  в период  до 2010 года  планируется  создать  и развернуть космическую
группировку на основе этих спутников.
     Спутники  радиолокационной  разведки. В 2001 году  США обладала  тремя спу-
тниками "Лакросс" серии VEGA. В настоящее время американские специалисты ведут
НИОКР  в рамках программы  "Дискавер-2".  Целью программы  "Дискавер-2" является
создание  менее дорогих  космических аппаратов, способных  получать  трехмерные
радиолокационные изображения земной поверхности  с разрешением 0,3 м и произ-
водить  селекцию  движущихся целей. Предполагается, что  качество обрабатывае-
мых  на борту изображений  будет достаточным  для передачи целеуказаний  непо-
средственно на ударные самолеты и крылатые ракеты в полете. Особенностью спут-
ников серии "Дискавер-2" станет способность обнаруживать подземные сооружения
и  замаскированные  объекты.  Первый  серийный   должен  быть  запущен   в  конце
2007 г., а  к 2010-му году  США намерены вывести в космос  24 таких спутника, кото-
рые должны будут пролетать над любой точкой Земли каждые 15 мин.
     По другой программе - TechSat 21  создаются малогабаритные спутники. Их масса
от 1 до 10 кг.

     1.2. Первая "волна" - удар крылатыми ракетами.

     На первом этапе  удар наносится крылатыми ракетами. Основные цели: аэродро-
мы, "тяжелые" ЗРК, способные  поражать воздушные цели  на высотах  свыше 3,5 км,
штабы  и  пункты управления (прежде всего  стратегические и ПВО),  аппарат  госу-
дарственного управления  и другие  стратегические цели. Крылатые ракеты воздуш-
ного  базирования  запускаются  в основном  со стратегических  бомбардировщиков:
B-52H, B-1B, B-2A.
     1.2.1. Крылатая ракета AGM-86C/D CALCM (Conventional Air-Launched Cruise Mi-
ssile) является основным оружием большой дальности бомбардировщиков B-52H.
Крылатая ракета AGM-86C/D CALCM
     Ракета AGM-86С оснащена  одним турбореактивным двигателем F107-WR-100 или
-101  и  900-кг осколочно-фугасной  боевой  частью. Крылья  и  рули  складываются в
фюзеляж и выпускаются  через две секунды после запуска. Инерциальная навигаци-
онная система ракеты Litton P-1000  до самого  запуска  получает  обновленную  ин-
формацию  от бортовой ИНС В-52, а  во время  полета  используется  на начальном и
маршевом участках полета. ИНС P-1000 состоит из ЭВМ, инерциальной платформы и
барометрического высотомера, вес составляет  11 кг. Инерциальная платформа  сос-
тоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты и трех акселеро-
метров,  определяющих ускорения  этих отклонений. Р-1000  имеет  уход  от курса в
пределах до 0,8 км за час.
     При полете  на малой высоте  на маршевом участке  полета  AGM-86С  использует
корреляционную подсистему AN/DPW-23 TERCOM, и состоит из ЭВМ, радиовысотоме-
ра и набора эталонных карт районов по маршруту полета. Ширина луча радиовысо-
томера 13-15 градусов. Диапазон частот  4-8 ГГц. Принцип работы  подсистемы TER-
COM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения
ракеты  с эталонными картами рельефа местности  по маршруту ее полета. Опреде-
ление рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и бароме-
трического высотомеров. Первый измеряет высоту  до поверхности земли, а второй -
относительно  уровня моря. Информация об определенном рельефе местности в ци-
фровой  форме  вводится  в бортовой  компьютер,  где  сопоставляется  с данными  о
рельефе фактической местности  и эталонных карт районов. Компьютер выдает сиг-
налы  коррекции  для инерциальной  подсистемы  управления. Устойчивость  работы
TERCOM  и необходимая точность определения места  крылатой ракеты достигаются
путем  выбора  оптимального числа  и размеров ячеек, чем  меньше  их размеры, тем
точнее отслеживается рельеф местности, а следовательно, и местоположение раке-
ты.  Однако  из-за ограниченного  объема  памяти  бортового  компьютера  и малого
времени для решения навигационной задачи, принят нормальный размер 120х120 м.
Вся трасса полета крылатой ракеты над сушей разбивается на 64 района коррекции
протяженностью  по 7-8 км  и шириной 48-2 км. Принятые  количественные характе-
ристики  ячеек  и районов  коррекции,  по заявлениям  американских  специалистов,
обеспечивают вывод крылатой ракеты к цели даже при полете над равнинной мест-
ностью. Допустимая погрешность измерения  высоты рельефа местности  для надеж-
ной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 метр.
     Ракеты AGM-86C  оснастили  приемником  системы  спутниковой  навигации  GPS и
элекронно-оптической  корреляционной  подсистемой DIGISMAC (Digital  Scene Matc-
hing Area Correlator), что  существенно  повысило  точность ракеты (система наведе-
ния обеспечивает КВО до 10 м). В DIGISMAC используются  цифровые "картины" пре-
дварительной отснятых районов местности  по маршруту полета. Система  начинает
работать на конечном участке полета после последней коррекции по TERCOM. С по-
мощью  оптических  датчиков  производится осмотр  районов, прилегающих  к цели.
Полученные изображения  в цифровой форме вводятся в компьютер. Он сравнивает
их  с эталонными  цифровыми "картинками"  районов, заложенными  в его  память, и
выдает  корректирующие команды. При подлете к цели включается активная радио-
локационная ГСН. В ее состав  входят антенны с устройством сканирования, приемо-
передатчик  и блок обработки  сигналов, а  так же  ответчик системы  "свой-чужой".
Для обеспечения помехозащищенности  предусмотрена работа РЛС  на переменных
частотах, изменяющихся по случайному закону.
     Бомбардировщики  В-52Н   оснащены   роторными  пусковыми  установками   CSRL
(Common  Strategic  Rotary  Launcher)  и позволяют разместить  на борту  до 20 ракет
AGM-86B - в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями.
     Эффективность ракеты AGM-86C была практически подтверждена  во время опе-
рации "Буря в пустыне" и войны в Югославии.
     Изначальный вариант конфигурации AGM-86C имеет  обозначение CALCM Block 0.
Новый вариант Block I оснащен улучшенным электронным оборудованием и GPS-при-
емником, более тяжелой 1450-кг ОФ БЧ. Испытания ракеты были успешно проведен
в 1996 г., после чего все существующие ракеты Block 0  были доработаны  до Block I.
Следующим вариантом  стал  Block IA, ориентированный  на повышение  точности на
конечном участке полета. По расчетам КВО должно составлять 3 м.

     В ноябре 2001 г.  были проведены  летные испытания  крылатой ракеты  AGM-86D
Block II, оснащенной  новой 540-кг проникающей  БЧ AUP (Advanced Unitary Penetra-
tor), предназначенной для поражения сильно укрепленных или находящихся глубоко
под землей целей.
Длина, м                     6,32
Диаметр, м  0,62
Размах, м  0,62
Вес, кг 
AGM-86C Block I  1 950
Скорость, км/ч 800
БЧ
AGM-86C Block I 1450 кг, ОФ
AGM-86D  540 кг, проникающая
Двигатель                     ДТРД F107-WR-101
Тяга двигателя, кН 2,7
Дальность, км 
AGM-86C Block I 1200
     1.2.2. В США с 1983 года реализуются планы  массового вооружения военно-мор-
ских сил крылатыми ракетами морского базирования "Томахок", предназначенны-
ми для поражения наземных объектов в глубине территории противника.

                                 Боекомплект ракет "Томахок" (на 11.96 г.)
                                 
Класс и тип носителя  Кол.
носи
телей
Кол. ракет
на носи теле
Тип ПУ
Подводные лодки типов:
"Нарвал"    1      8   Торпедные аппараты
"Лос-Анджелес"  36  8 Торпедные аппараты
"Лос-Анджелес" (усовершенствованный) 23  20 Торпедные аппараты и установки вертикального пуска (УВП)
Крейсера типов:
"Тикондерога"  22 28 УВП
"Вирджиния"  2  8 Бортовые ПУ
Эсминцы типов:
"Орли Берк" 19  28  УВП
"Спрюенс" 24 45 УВП
"Спрюенс" (усовершенствованный) 7  8  Бортовые ПУ
          Во время первой войны в зоне Персидского залива из 282 запущенных ракет 50%
не дошли до цели  или были сбиты, что стало причиной  модернизации крылатой ра-
кеты "Томахок" по программе "Block-3". В соответствии  с ней  на ракете  размещены
приемники спутниковой системы NAVSTAR вместо системы TERCOM. Преимущество ис-
пользования  РНС NAVSTAR заключается в том, что не требуется трудоемкой предва-
рительной  подготовки, связанной  с вводом  в память системы  наведения цифровых
карт участков территории предполагаемой коррекции, а для работы TERCOM это де-
лается  обязательно. Кроме того,  по мнению  американских  специалистов, NAVSTAR
обеспечивает более высокую точность выдерживания заданного маршрута полета.
            
крылатая ракета морского базирования "Томахок" пуск крылатой ракеты морского базирования "Томахок"
     По программе "Block-3" ракеты "Томахок" также оснащаются электронно-оптиче-
ской корреляционной подсистемой DIGISMAC, которая действует на конечном этапе
полета ракете. Описание этой системы приведено выше.

                    Тактико-технические характеристики ракет "Томахок"
                    
 Модификация, год принятия на вооружение Стар- товая масса, кг   Боевая  часть Дальность стрельбы, км (точ ность, м) Система наведения
Тип  Масса,
BGM-109B, 1984  1450  Обычная (проника- ющая)   454  550 Инерциальная (на маршевом участке) и активная радио- локационная ГСН DPW-23 (на конечном)
BGM-109C, Block-2,  WDU-25D 1985 1560  Обычная  (фугасная)  454 1300 (10) Инерциальная корреляционная TERCOM (на маршевом участке) и DIGISMAC (на конечном)
BGM-109C, Block-3,WDU-36B 1993  1450  Обычная (фугасная) 320    1850 (8)   Инерциальная корреляционная TERCOM и навигационная NAVSTAR (на маршевом участке), DIGISMAC (на конечном), прибор контроля подлетного времени (на всей траектории)
BGM-109D, 1988  1450  Кассетная CBU-87 450 1300-1500 (10) Инерциальная корреляционная TERCOM (на маршевом участке), DIGISMAC (на конечном)
BGM-109А, 1988  1450 Кассетная для разру- шения ВПП    450 1300-1500 (10)  Инерциальная корреляционная TERCOM (на маршевом участке), DIGISMAC (на конечном)
         
Примечание. Для всех модификаций скорость полета 208-240 м/с, высота полета,
                      10-250 м (для BGM-109B составляет 5-10 м).

     Другим направлением совершенствования ракеты "Томахок"  является введение в
систему управления  курсовых девиаций, позволяющих  регулировать время подлета
к цели. Управление времени подлета в  назначенный район значительно приближа-
ет ударные возможности крылатых ракет к возможностям пилотируемых аппаратов.

     В 1994 году в специальном докладе комитета  по делам вооруженных сил  сената
США было предложено  создание усовершенствованной  крылатой ракеты "Томахок"
Block-4.
     В этой ракете предусмотрена возможность перенацеливания ракеты в полете, ус-
тановка пассивной тепловизионной системе самонаведения и лазерного локатора на 
двухокиси углерода. Последний  дает возможность осуществлять селекцию неподви-
жных целей,  навигационное  обеспечение  и коррекцию  скорости. По мнению  спе-
циалистов, это позволит  в значительной степени  снизить отрицательное воздейст-
вие помех, возникающих при работе высотомеров, особенно в высокогорной местно-
сти  и местности с неярко  выраженным рельефом, а также  повысить точность попа-
дания. Кроме того, планируется установить на ракете видеокамеру переднего обзо-
ра  и систему передачи  видеоизображения, аналогичную устанавливаемой на спут-
никах наблюдения, которая позволит  осуществлять связь  между ракетой  и самоле-
том наведения. Система  самонаведения будет  включаться  за 3 км от цели, обнару-
живать ее по видимому изображению  и инфракрасном диапазоне, в том числе  в ус-
ловиях радиоэлектронного  противодействия, сравнивать  полученное изображение
с хранящимся в бортовом вычислителе, и поражать ее с точностью, которая, по мне-
нию американских военных специалистов, в несколько раз  превзойдет точность ра-
кеты модификации Block-3.
     Оператор системы управления оружием на флагманском командном пункте будет
иметь возможность  по радиолинии передачи  видеоданных  с использованием аппа-
ратуры контейнерного  типа AN/AWW-13  и совместимой  с ней  дециметровой линии
связи,  работающей  через  ретранслятор (спутник, самолет  или беспилотный  лета-
тельный аппарат), получать изображение цели, захваченной системой наведения, и
в зависимости  от степени ее поражения в предыдущих ударах по решению руково-
дителя  операции  перенацеливать  ракету. Функционирующая  вплоть  до момента
подрыва боевой части система передачи видеоданных позволит достоверно  и в ре-
альном масштабе времени оценивать  результаты нанесения удара и сократить чис-
ло ракет,  необходимых  для выполнения  типовой задачи,  с 30  до 18. Передача  на
борт ракеты  внешней информации, от которой ранее  отказывались ввиду  возмож-
ного противодействия противника, станет реальной после проведения специальных
мероприятий по повышению криптографической стойкости аппаратуры связи. Новая
боевая система управления позволит, по мнению разработчиков, существенно повы-
сить тактическую гибкость крылатой ракеты, значительно сократив время подготов-
ки удара, и обеспечит возможность ее многоцелевого применения.
     Наряду  с совершенствованием  универсальной  боевой  части,  предназначенной
для поражения морских  и наземных  целей, в том числе  малоразмерных, американс-
кие компании "Макдоннелл Дуглас"  и "Хьюз"  в инициативном порядке  проводят ра-
боты  по созданию  для ракет  "Томахок"  новой  боевой  части  проникающего  типа
ATAR, которая предназначена  для поражения заглубленных высокозащищенных це-
лей. Она оснащена твердотопливным ускорителем и будет выстреливаться из ракеты
в цель  с близкого расстояния со скоростью 650 км/час. Дальность полета ракеты бу-
дет увеличена  до 3200 км  и более  за счет применения  турбовинтовентиляторного
двигателя  с двумя соосными винтами фиксированного шага с противоположным вра-
щением.
     Модернизация системы  планирования  для ракет модификации Block 4 предпола-
гает разработку универсальной электронной базы данных  о возможных целях, каж-
дая из которых занимает 100-400 Кбит оперативной памяти и может быть введена в
боевую систему управления практически мгновенно, в том числе в процессе перена-
целивания в полете. В результате этих работ время реагирования системы планиро-
вания удара  на аппаратном уровне (с соответствующими  автоматизированными ли-
ниями передачи данных) будет увязано с составлением общего плана боевых дейст-
вий на ТВД. Модернизация этой системы проводиться на основе применения высоко-
производительных компьютеров  последнего  поколения. Вводиться  автоматическая
оптимизация маршрута  по соотношению  возможных  потерь крылатых ракет  от зе-
нитного огня  противника  и столкновения  с неровностями  рельефа  при полете  на
 сверхмалых высотах (с учетом радиоэлектронной обстановки).
     Планируется расширить возможности  использования крылатой ракеты "Томахок".
Американская фирма "Хьюз"  по системе оружия  TSTAR, предназначенной  для огне-
вой поддержки с моря действующих  на берегу подразделений морской пехоты и су-
хопутных войск. В ее состав  войдут ракеты "Томахок" TSTAR, оснащенные кассетами
высокоточных  самонаводящихся  противотанковых  боеприпасов, в том  числе  типа
BAT, а также беспилотные разведывательные летательные аппараты и самолеты E-8
системы  JSTAR. При этом  предусматривается пуск ракет  с морского носителя, их на-
ведение в район сосредоточения бронированных целей  с использованием бортовых
средств и выдача целеуказания самолетам E-8, которые в реальном масштабе време-
ни получают информацию  о местоположении  замаскированных  и движущихся тан-
ков  от беспилотных летательных  аппаратов, оснащенных средствами автоматичес-
кого обнаружения и наведения.

     1.2.3. Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER

     Авиационная крылатая ракета  AGM-84H SLAM-ER ( Standoff Land Attack Missile Ex-
panded Response)  предназначена  для поражения  надводных кораблей  в море  и в
местах стоянки, а также малых сильнозащищенных  наземных целей без захода в зо-
ну действия ПВО противника. Основными носителями  ракет SLAM-ER  являются само-
леты  палубной авиации  F/A-18C/D  Hornet(F/A-18E/F  Super  Hornet). Фирмой  Boeing
разработан вариант использования в корабельных ракетных комплексах, а также с
самолетов наземного базирования. Принята на вооружение летом 1999 года.
Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER Крылатая тактическая ракета AGM-84H SLAM-ER
     SLAM-ER - результат  последовательной модернизации  крылатых ракет предыду-
щего поколения Harpoon, SLAM. Ракета SLAM-ER  имеет обычную аэродинамическую
схему с низким расположением крыла малой толщины, что обеспечивает повышение
коэффициента аэродинамического качества и, как следствие, увеличение дальнос-
ти полета с высокой дозвуковой скоростью. Ракета снабжена турбореактивным дви-
гателем Teledyne Turdbojet +, в корабельном варианте комплектуется твердотоплив-
ным ускорителем.
     В конструкции ракеты заимствована часть узлов и элементов от ракеты SLAM. Для
увеличения  эффективности  действия  против  бронированных  целей  используется
улучшенная  боеголовка. Как вариант  ракета может  оснащаться  кассетной боевой
частью, укомплектованной  самонаводящимися  боевыми элементами  "BAT", которые
могут разводиться на расстояние 500-1000 м от точки прицеливания.
     В состав системы  управления ракеты  входит система  спутниковой навигации, во
время полета датчик системы контроля местонахождения GPS (Global Positioning Sys-
tem) постоянно корректирует  данные инерциальной подсистемы  управления SLAM-
ER. Это гарантирует высокую точность наведения ракеты в точку прицеливания.
     Система  управления  SLAM-ER  позволяет пилоту  самолета-носителя  точно знать
траекторию в течение всего полета ракеты. Канал связи используется и для переда-
чи информации  о цели  самолету наведения. Главная особенность  системы SLAM-ER
заключается  в так называемой  Стоп-кадровом  обновлении  местоположения  цели
(Stop-Motion Aimpoint  Update), она  позволяет  оператору  управления  отслеживать
цель  на  устройстве  отображения  информации  в кабине  экипажа,  обеспечивает
точное целеуказание и выдачу команды на поражение. Этот уникальный способ на-
ведения позволяет поразить даже те цели, которые не видимы в инфракрасном диа-
пазоне.
     Такая система  имеет  существенные преимущества  перед другими типами  ракет
такого же класса. Просмотр изображения цели в реальном масштабе времени позво-
ляет лучше  опознавать цель, улучшить  поражающий эффект и в случае необходи-
мости  осуществить перенацеливание, а также быть  непосредственно  уверенным в
успешном выполнении задания.
     SLAM-ER+ это первая  в США система оружия, включающая систему Автоматичес-
кого  Захвата  Цели - ATA  (Automatic  Target  Acquisition),  разработку  фирмы  Boeing
Phantom Works. ATA использует алгоритм сопоставления шаблона фотоизображения
цели  с изображением, даваемым ИК датчиком. Данная система  проводит сравнение
и вырабатывает  соответствующие команды  для системы управления  ракеты. Таким
способом, SLAM-ER+ обеспечивает достаточно надежную селекцию целей без помо-
щи пилота, хотя последний  имеет  возможность  перенастроить ATA  и выбрать аль-
тернативную цель, даже если  цель уже находится на экране, или уже уничтожена.
Предполагается, что ATA позволит значительно расширить возможности SLAM-ER.
Диаметр, м  0,343
Длина, м   4,369
Размах крыльев, м  2,182
Масса, кг 635
Дальность, км     270
Тяга двигателя, кгс   272,16
 
     1.2.4. Перспективная крылатая ракета AGM-158 JASSM.

     Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме: низкоплан со склады-
вающимся  крылом,  оборудованным  элевонами.  Ракета  выполнена  с применением
элементов "стелс". В составе  комбинированной системы  наведения наряду с тепло-
визионной ГСН, работающей  на конечном  участке  наведения, используются  инер-
циальная система управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и программно-
аппаратные средства  автономного распознавания целей. В зависимости от типа це-
ли будет применяться кассетная или унитарная БЧ.
AGM-158 JASSM

Стартовая масса, кг 1050
Максимальная дальностьстрельбы, км  350
Точность наведения (КВО), м 3
Масса БЧ, кг     450
Длина, м  4,26
Высота, м  0,45
Размах крыльев, м   2,7
 
     Основная  задача, которая  ставиться  перед  крылатыми  ракетами  -  завоевание
превосходства  в воздухе путем  вывода  из строя всех  аэродромов, радиолокацион-
ных станций наведения, комплексов ЗРК, способных поражать цели на высотах выше
3,5 км, а также нарушение  управления  войсками  путем  вывода  из строя штабов и
пунктов управления, институтов государственного управления.

     1.3. Вторая "волна" - "работа" авиации с использованием высокоточного 
            оружия.
                                                       Конец стр.1. 
                                                  Продолжение на стр.2 
 
                                         Перейти на страницу:   1    2    3   4   5
    

  
                                          
Cкачать статью в формате Word страница: 1 2 3 4 5