Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
HELP
на страницы:   1 2 3 4 5 6 7   

                                  Стр.5


     2.3.3.3. Зона среднего и ближнего противолодочного
              охранения 

     В пределах  100  миль (185 км) от авианосца по курсу авиа-
носной группы поиск подводного противника осуществляют палубные
противолодочные самолеты  S-3A "Викинг". При организации патру-
лирования этими самолетами большое значение имеет четкое плани-
рование полетов по времени и маршрутам. Эти маршруты назначают-
ся таким образом, чтобы палубные противолодочные самолеты имели
возможность несколько раз приближаться к корабельному охранению
группы, т.е. совершали челночные полеты от центра АУГ в сторону
вероятного появления подлодки (вперед по курсу движения АУГ и в
бок), а интервал между очередным приближением  к силам ближнего
охранения не превышал 2 ч, а еще лучше 1 ч. Маршрут полета каж-
дого самолета  проходит  в своем секторе  и не должен содержать
большого количества галсов.
     Продолжительность работы  одной смены  палубных противоло-
дочных самолетов "Викинг" составляет  5-6 ч. Тактическое приме-
нение палубного противолодочного самолета  аналогично  базовому
патрульному самолету Р-3С "Орион" с учетом меньших возможностей
по сравнению с последним.

     Характеристики противолодочного самолета S-3A "Викинг":

     Размеры, м:
     длина                                  16,3
     высота                                 6,9
     размах крыла                       20,9
     Масса, т:
     максимальная взлетная       23,8
     пустого                               12
     максимальная боевая
     нагрузка                             4,5
     Скорость полета, км/час:
     максимальная                     830
     Практический потолок, км 10,7
     Радиус действия, км           850
     Вооружение: глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР "Гар-
пун". Поисковое оборудование: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81,
до 60 РГБ  (систем  "Джезебел", "Джули", ДИФАР,  КАСС, ДИКАСС),
РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппарату-
ра РТР AN/ALP-76. Вместо оружия для увеличения дальности полета
под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по
1140 л.

     В настоящее время, как отмечается в зарубежной прессе, для
ПЛО авианосных групп предусматривается широко применять атомные
подводные  лодки, которые  обладают  высокой  скоростью  хода и
скрытностью действий, оснащены  современными ГАС  и могут  осу-
ществлять  довольно  устойчивую  связь  с надводными кораблями.
Следуя в подводном положении на определенном расстоянии  от ко-
раблей  охранения  и поддерживая с одним  из них звукоподводную
связь, они способны эффективно вести поиск и уничтожать подвод-
ного противника.
     Определение оптимальных условий  работы  гидроакустических
средств, связанных с особенностями распространения звука в мор-
ской воде, производится различными измерителями скорости звука,
зонографами, лучеграфами и термобатиграфами.
     Атомные подводные лодки, как считают  американские военные
специалисты, выдвинутые на позиции в 40-90 милях (75-165 км) по
курсу  от центра походного ордера, могут обнаруживать подводные
лодки противника, идущие  со скоростью  33 уз, на расстоянии до
55 миль.
     Для поражения  подводного противника  используются ракеты-
торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды.

     Основная задача  сил ближнего охранения - не допустить ис-
пользования подводной лодкой торпед. Она решается в первую оче-
редь надводными кораблями и палубными вертолетами. При этом ко-
рабли используют ГАС  в активном режиме. Чтобы создать сплошное
кольцо гидроакустического наблюдения, они располагаются друг от
друга на расстоянии, равном 1,75 дальности действия ГАС. На пе-
реходе морем, когда скорость хода  кораблей  достаточна  высока
(свыше 20 уз), усиливается охранение  в носовых секторах поход-
ного ордера, так как данное направление  считается наиболее ве-
роятным  для атак подводных лодок. Дальность обнаружения их ко-
раблями ближнего охранения и палубными вертолетами может дости-
гать 40 миль от центра ордера.
     Характерный тактический прием поиска  ПЛ  противолодочными
вертолетами. С целью сохранения  постоянного расстояния  до АУГ
вертолеты  осуществляют  поиск  ПЛ  впереди  по курсу, двигаясь
синхронно  по зигзагу (по ломанной линии). Зависания они выпол-
няют в течение 1-2 мин., затем перелетают  в новую точку, нахо-
дящуюся  на расстоянии  2,5-3 мили. Ширина полосы поиска  одним
вертолетом, использующего  опускаемую ГАС, магнитный  обнаружи-
тель  и радиогидроакустические буи, составляет  5-10 миль. Про-
должительность поиска одной сменой вертолетов 1,5 - 2,5 ч.

     3. Российская система оружия против авианосцев

     Основу системы составляют 12 атомных подводных лодок  про-
екта 949А  типа "Антей", вооруженных  24 ПКР "Гранит". Скорость
подводного хода этих  подлодок  более  30 узлов. Энергетическая
установка  состоит  из двух реакторов  водо-водяного типа, двух
паровых турбин  общей мощностью 100000 л.с., работающих  на два
гребных винта через редукторы, снижающих для понижения шумности
частоту  их вращения. Винты  семилопастные, малошумные. Главные
механизмы - блочного исполнения  с двухкаскадной  амортизацией.
Лодка  оснащена  гидроакустическим комплексом  "Скат". Пусковые
ракетные шахты расположены наклонно, под углом 47о. Старт ракет
подводный. Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем
авианосец ВМФ США. Весь мир узнал  об этих ПЛ после трагической
гибели подводной лодки К-141 "Курск" 12 августа 2000 г.
     Характеристики атомной  подводной лодки  проекта 949А типа
"Антей":

     Водоизмещение, т                      14700
     Автономность плаванья, сут       120
     Глубина погружения, м                 600
     Подводная скорость, уз      более 30
     Длина, м                                      154
     Ширина, м                                   18,3
     Осадка, м                                     9,2
     Экипаж, чел                                120
     Вооружение:  комплекс П-700 "Гранит" с 24 ракетами 3М-45,
                  четыре 533-мм, два 650-мм торпедных аппарата,
                  28 обычных торпед и ракето-торпед "Водопад",
                  "Ветер".

     Ракета П-700 "Гранит" (3М45) - разработка ЦНИИ "Гранит".
Характеристики даны по данным интернета
               

     Дальность полета, км                    550
     С ядерной БЧ 500 кт, км                650
     Стартовая масса, кг                     7000
     Масса БЧ, кг                                 750
     Тротиловый эквивалент БЧ, кг     618
     Радиус действия поражающих
     факторов БЧ, м                             1200
     Скорость полета, км/час (М)
     на высоте                                    2800 (2,5)
     у земли                                        (1,5)
     Длина ракеты, м                             10
     Диаметр ракеты, м                         0,85
     Размах крыла, м                             2,6
     Маршевый двигатель                   ТРД КР-93

     Автономная селективная  бортовая система  управления П-700
"Гранит"  построена  на основе мощной трехпроцессорной вычисли-
тельной машины с использованием нескольких информационных кана-
лов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обс-
тановке  и выделять истинные цели  на фоне  любых помех. Ракеты
сами  распределяют  и квалифицируют  по важности цели, выбирают
тактику атаки  и план  ее проведения. Для исключения ошибки при
выборе маневра  и поражения именно заданной цели в бортовую вы-
числительную машину ПКР  заложены электронные данные  по совре-
менным классам кораблей. К тому же ЭВМ есть и чисто тактические
сведения, к примеру, о типу ордеров кораблей, что позволяет ра-
кете  определить, кто  перед ней - конвой, авианесущая  или де-
сантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
     Первичные данные  о цели  заносятся  в бортовые ракеты  по
данным  спутников. Теоретические  построения  такой космической
системы, параметры орбит  космических аппаратов, взаимное поло-
жение спутников на орбитах разработаны непосредственно  с учас-
тием М.В. Келдыша. Система, созданная  в ЦКБМ, состояла из нес-
кольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки,
с которых  данные  об обнаруженных целях  могли непосредственно
быть переданы на подводные лодки  или на наземные пункты, а за-
тем  по радиосвязи, работающей  на чрезвычайно  низких частотах
(40-80 Гц) на подводные лодки находящихся  на глубине несколько
сот метров, так как  электромагнитные волны  этих частот  могут
проникать глубоко под воду без затухания.
     Также в бортовой вычислительной машине есть данные по про-
тиводействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, спо-
собным  постановкой  помех уводить ракеты  от цели, тактические
приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Пос-
ле пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую
цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии
с заложенными в программу поведения  математическими алгоритма-
ми. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее проти-
воракетам. Уничтожив главную цель  в корабельной группе, остав-
шиеся ракеты атакуют  другие корабли  ордера, исключив  возмож-
ность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
     Возможность маневрирования ракет позволила реализовать ра-
циональный  боевой порядок их  в залпе  с наиболее  эффективной
формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого
противодействия сильной корабельной группировки.
     По опыту боевой  и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую
ракету практически невозможно. Даже если поразить "Гранит" про-
тиворакетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может
сохранить начальную скорость полета  и в результате долететь до
цели.
     По мнению российских специалистов для вывода из строя ави-
аносца  необходимо  попадание  в него 8-10 ПКР. Для того, чтобы
это сделать, попутно уничтожив половину кораблей охранения, не-
обходимо применение в одном ударе 70-100 ПКР.
     В других странах  эффективного оружия  против американских
авианосцев нет.
     Но и подводные лодки, вооруженных ракетами "Гранит", нель-
зя назвать безнаказанными "охотниками". Для них серьезную опас-
ность  представляют  гидроакустические системы обнаружения под-
водных лодок:  стационарные SOSUS, мобильные системы  SURTASS и
системы быстрого, скрытного развертывания FDS, ADS  в сочетании
с самолетами базовой патрульной авиации Р-3С "Орион" и многоце-
левыми атомными подводными лодками. ПЛ типа "Антей"  очень уяз-
вимы  в момент  старта  ракет, так как  пеленгуются  на большой
дальности, как гидроакустическими средствами, так и всеми типа-
ми РЛС.
     Кроме подводных лодок, ракетами "Гранит" вооружены:  тяже-
лый авианесущий крейсер  "Адмирал флота Советского Союза Кузне-
цов" - 12 ПКР, четыре тяжелых атомных ракетных крейсера проекта
1144 (типа "Петр Великий") - 20 ПКР. Но подойти незаметно и без
противодействия на дистанцию ракетного удара надводным кораблям
к АУГ не возможно. Более того, скорее всего они будут уничтоже-
ны палубной и, вероятно, базовой авиацией (ВВС) противника, так
как возможности ПВО кораблей, в частности ЗРК "Форт-М" и "Оса-М",
ограничены:

                                "Форт-М"'     "Оса-М"'

     Дальность стрельбы, км
     максимальная                        120           10
     минимальная                           8          1,2
     Высота стрельбы, км
     максимальная                         25            5
     минимальная                           0,01        0,015
     Стартовая масса, кг             1800          128
     Масса БЧ, кг                             90         14,5
     Скорость полета, км/ч          7600         2340
     Скорость цели, м/с                950         1800
     Длина ракеты, м                       -           3,2
     Диаметр ракеты, м                   -          0,21
     Размах крыла, м                        -          0,65

     ' - по данным интернета
  
     В России есть и другие ПКР  и соответственно  их носители.
Проведем анализ эффективности их использования против АУГ.

     ПКР П-270 "Москит" (3М-80Е) - единственная  в мире ракета,
скорость полета которой  на малых высотах  превышает  два маха.
Ракета 3М-80  построена  по нормальной аэродинамической схеме с
Х-образным  размещением  аэродинамических  поверхностей. Двига-
тельная установка комбинированная, состоит  из маршевого прямо-
точного воздушно-реактивного  твердотопливного  двигателя  ПВРД
3Д83 и стартового порохового двигателя. Причем стартовый двига-
тель вставляется  сопло маршевого двигателя. Через 3-4 с  после
старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла на-
бегающим потоком воздуха.
     Комбинированная система управления в составе инерциального
навигационной системы  и активно-пассивной радиолокационной го-
ловки  самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания
в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для це-
лей  типа  корабельной  ударной группы - вероятность  поражения
0,99; для конвоев и десантных соединений - 0,94.
     После старта ракета  делает "горку", а затем  снижается до
маршевой высоты полета около 20 м, при подходе  к цели происхо-
дит  снижение до 7 метров  (над гребнем волн, в облаке  водяной
пыли). Ракета  может совершать  интенсивные противозенитные ма-
невры с перегрузками, превышающими 10 g.
     От "Москита"  невозможно уклониться. Противник заметит ра-
кету  всего за 3-4 секунды до встречи с бортом собственного ко-
рабля. За счет огромной кинетической энергии "Москит" пробивает
корпус любого корабля  и взрывается внутри. Попадание даже оди-
ночной ракеты  способно  потопить  не только  корабль  среднего
класса, но даже крейсер. А 15-17 "Москитов" - целую корабельную
группу.
     Авиационный вариант 3М-80 - Х-41  в качестве  ракеты "воз-
дух-корабль" предназначен для применения с палубного истребите-
ля Су-33 (Су27К) и, возможно, бомбардировщика Су-32ФН. На палу-
бном самолете Су-33  под фюзеляжем  между  мотогондолами  может
быть размещена только одна ракета Х-41. Однако, вопрос  с наве-
дением ПКР при пуске с этих носителей пока не решен.
     Характеристики ПКР П-270 "Москит":

                              П-270 "Москит"'    Х-41'

     Дальность стрельбы, км       120             250
     Высота полета, м                 7-20
     Стартовая масса, т               4,15-4,5
     Масса БЧ, кг                          300 (320)
     Вес ВВ в БЧ, кг                      150
     Скорость полета, М
     крейсерская                          2,35
     максимальная                        2,5
     Скорость запуска мар-
     шевого двигателя, М              1,8-2,5
     Скорость полета
     носителя, м/с                           200-470
     Высота пуска, км                         до 12
     Длина ракеты, м                    9,385
     Диаметр ракеты, м                0,76
     Размах крыла, м                     2,1

     ' -  по данным интернета
    

     ПКР П-270 "Москит" стоит на вооружении эсминцев типа "Сов-
ременный" (проект 956) по две  счетверенной  установке  КТ-190.
Кроме того  он стоит на вооружении  больших противолодочных ко-
раблей  типа "Адмирал  Чабаненко"  (проект  11551), экраноплана
"Лунь" и катеров проекта 12411, побортно в средней части по две
спаренные ПУ типа КТ-152М. Но самые перспективные носители этих
ракет  -  корабли  на воздушной подушке  скегового типа (проект
1239) "Самум" и "Бор" с двумя счетверенными пусковыми  установ-
ками. Их водоизмещение порядка 1000 т, длина 64 м, ширина 18 м,
осадка переменная:  3,3 м - максимальная, 1 м - в режиме "аэро-
динамической  разгрузки". Двигатели  общей мощностью 60000 л.с.
(две газовые турбины, два дизеля) работают на шесть винтов: два
стационарных, четыре  опускаются  и поднимаются  на специальных
колонках.
     Скорость "Самума" и "Бор" свыше 45 узлов, даже  при движе-
нии  на волнах высотой 2 м. Корабли  имеют  неплохое вооружение
против  ПКР:  ЗРК "Оса-М", 30 мм  шестиствольные артиллерийские
комплексы АК-630М (скорострельность 4000 выстр./мин)  и систему
постановки пассивных помех для ГСН ПКР.
     Шансы поражения АУГ  ПКР П-270 "Москит" с надводных кораб-
лей  еще ниже, чем  у кораблей  с ПКР П-700 "Гранит". Дальность
меньше, БЧ  легче, количество  ПКР  на  одном  корабле  меньше,
средства ПВО кораблей слабее.



                                  (Продолжение на стр.6)

Переход на страницы:  
1 2 3 4 5 6 7 к началу статьи