Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
HELP
на страницы: 1 2 3 4 5 6 7   
                                  Стр.4


     2.3.3. Тактика АУГ при решении задач противолодочной
обороны.

     Судя по материалам зарубежной печати, противолодочная обо-
рона (ПЛО) является зонально-объектовой, то есть  сочетает обо-
рону как района, так и АУГ. При этом  под обороной района пони-
мают  не только ПЛО района боевого маневрирования  или маршрута
перехода авианосной группы, но и блокаду соответствующих проли-
вов  и узостей  с целью недопущения выхода подводных лодок про-
тивника в открытый океан.

     2.3.3.1. Глобальная система подводного наблюдения IUSS

     Существенная роль в противолодочной обороне отводится гло-
бальной системе подводного наблюдения IUSS (Integrated Undersea
Surveillace System). Ее основу составляют  пассивные гидроакус-
тические системы и средства, среди которых особое место занима-
ет  система  подводной  разведки   и  наблюдения  SOSUS  (Sound
Surveillace Undersea System).
     Вначале  была  создана  цепь  береговых  гидроакустических
станций (БГАС)  вдоль всего  Атлантического побережья  США, за-
тем - Тихоокеанского  и потом, на основе военных баз, была соз-
дана "паутина" БГАС, контролирующая почти все акватории планеты.
Так в Северном полушарии контролируется  не менее 3/4 всех аква-
торий. Всего, по данным материалам иностранной печати, было раз-
вернуто не менее 22 БГАС.
     Каждая такая станция имеет три основных компонента: прием-
ные гидроакустические антенны, кабельные трассы и береговые по-
сты обработки данных. Конструктивно антенны  представляют собой
кабельные линии со встроенными гидрофонами, которые укладывают-
ся  непосредственно  на грунт, а на мелководных участках  могут
быть закрыты  в траншеи  для защиты  от воздействия технических
средств или морских животных.
     На береговых постах БГАС принятые сигналы подвергаются об-
работке  и анализу. Для этой цели посты  оснащаются мощными вы-
числительными устройствами, включающими специализированные аку-
стические процессоры, средства  отображения информации, запоми-
нающие элементы. Для выделения слабого полезного сигнала на фо-
не  акустических помех используются корреляционные методы обра-
ботки на основе соответствующего программного обеспечения. Бла-
годаря этому система способна  обнаруживать шумы целей, находя-
щихся на расстояниях до нескольких сот километров от гидроакус-
тических антенн. Присутствие в спектрах шумоизлучений характер-
ных дискретных составляющих подводных лодок различных  проектов
позволяет классифицировать обнаруженные цели. Если данные о це-
ли поступают на береговой пост от двух и более антенн, это дает
возможность  определения  ее  местоположения путем пеленгования
источников излучения с разных направлений прихода сигналов. При
этом площадь района вероятного нахождения подводного лодки, об-
наруженной  на расстоянии несколько  сот километров, может сос-
тавлять несколько тысяч квадратных километров.
     Результаты обработки  информации, полученных БГАС  системы
SOSUS, в реальном масштабе времени передаются по кабельным, ра-
дио- и спутниковым каналам связи  на командные центры  и пункты
управления противолодочными силами в зонах. Данные  о возможных
районах местонахождения подводных лодок (ПЛ)  используются  для
наведения  на них противолодочных самолетов, атомных многоцеле-
вых подводных лодок и надводных кораблей, которые устанавливают
непосредственный контакт с целью и ведут за ней слежение, нахо-
дясь в готовности к ее уничтожению имеющимся  в их распоряжении
противолодочным оружием.
     Для компенсирования одного из основных недостатков стацио-
нарной  системы  SOSUS - ее неспособности быстро реагировать на
изменение обстановки, была создана маневренная система дальнего
гидроакустического наблюдения  на базе кораблей специальной по-
стройки - SURTASS (Surface Towed  Array  Surveillance  System).
Основным  назначением кораблей этой системы является патрулиро-
вание в районах, не охваченных наблюдением  средствами  системы
SOSUS, а также в тех, где она была недостаточна эффективна.
     Система SURTASS состоит из берегового и корабельного  ком-
понентов. Корабельный компонент представлен кораблями гидроаку-
стической разведки (КГАР) типа "Сталворт". Они имеют полное во-
доизмещение 2262 т, длину 68,3 м, ширину 13,1 м  и осадку 4,5 м
гидроэнергетические установки дизель-электрического типа (четы-
ре дизель-генератора  мощностью 3200 л.с. и два электромотора -
1600 л.с.);  дальность  плавания  4000 миль  при скорости  хода
11 уз  и 6450 миль  при рабочей  скорости  3 уз; экипаж 33 чел.
(9 офицеров). Основу радиоэлектронного вооружения кораблей сос-
тавляет  гидроакустический комплекс AN/UQQ-2, включающий гибкую
протяженную (2614 м)  линейную  антенну, буксируемую  на кабеле
длиной  1829 м  на глубинах  от 500 до 1500 футов (150-460 м) и
предназначенную  для приема шумоизлучений, и бортовое  вычисли-
тельное   устройство  в  комплекте  из  пяти  процессоров  типа
AN/UYK-20 и одного специализированного акустического процессора
AN/UYS-1. Принятые антенным устройством  и переданные низкочас-
тотным передатчиком AN/WQT-2 гидроакустические сигналы проходят
предварительные  обработку  на корабле, а затем  по спутниковым
каналам связи через СВЧ аппаратуру AN/WCS-6 передаются на бере-
говой комплекс для дальнейшей обработки и отображения. Всего до
1990 года было построено 18 кораблей типа "Сталворт".
     В начале  90-х  годов на вооружение был принят усовершенс-
твованный проект корабля этой системы катамаранного типа  "Вик-
ториес".  Корабль  имеет  полное  водоизмещение  3396 т,  длину
71,5 м, ширину  28,5 м  и  осадку  7,5 м;  ГЭУ - четыре  дизеля
(5440 л.с.)  и два электромотора (3200 л.с.); максимальная ско-
рость хода  16 уз, рабочую  3 уз; экипаж 34 человека. Благодаря
увеличенной площади действующей ватерлинии данные корабли обла-
дают  более высокими мореходными качествами  и способны  решать
задачи гидроакустической разведки в северных широтах при небла-
гоприятных метеоусловиях. Предусмотрено также существенное усо-
вершенствование  бортового гидроакустического комплекса за счет
включения  в его состав  активной низкочастотной антенны LFA  и
акустического процессора нового поколения AN/UYS-2, позволяющих
обнаруживать ПЛ на мелководье. К середине 1993 года  было пост-
роено четыре корабля типа "Викториес".
     Следующим типом  корабля системы  SURTASS  стал "Импекбл".
Водоизмещение сравнительно большое - 5370 т, длина  85,8 м, ши-
рина  29,2 м,  осадка  7,9 м;  ГЭУ  -  три  дизель - генератора
(5,4 МгВт)  и два электромотора (5000 л.с.); дальность плавания
3000 миль  при скорости хода  12 уз; экипаж  45 человек. Гидро-
акустическое оснащение корабля в основном будет аналогично КГАР
типа "Викториес", но помимо  передатчика AN/WSC-6, на нем уста-
новлен передатчик AN/WSC-3(V)3.
     В начале 90-х годов, в связи с резким сокращением присутс-
твия  ВМФ России  в Мировом океане, резко сократилось выделение
финансовых средств  для развития программ  SOSUS  и SURTASS, но
министерство обороны США успешно предприняло ряд шагов по реше-
нию проблемы финансирования, а именно конверсии по-американски:
океанографические наблюдения, контроль  биоресурсов, наблюдение
за сейсмическими процессами  в Мировом океане, участие  в меро-
приятиях  по контролю над судоходством  и другие. Это позволило
сохранить квалифицированный персонал  и поддерживать  в рабочем
состоянии системы SOSUS и SURTASS.
     Более того началась разработка новых двух относительно са-
мостоятельных  систем - FDS (Fixed Distribution System)  и  ADS
(Advanced  Deployable  System)  по программе  DDS  (Distributed
Surveillance Systems).
     FDS представляет собой пассивную стационарную гидроакусти-
ческую быстро развертываемую систему для поддержки сил, действу-
ющих  в районах региональных кризисов. При работе  над проектом
FDS  были использованы последние достижения  в области волокон-
но-оптической техники. Это позволило создать  сверхчувствитель-
ные гидрофоны  и кабельные трассы повышенной пропускной способ-
ности  и надежности. Дальнейшее развертывание берегового компо-
нента  системы FDS  связано с внедрением  новейших компьютерных
технологий и достижений в области цифровой обработки  сигналов.
При этом ключевым является использование многолучевой управляе-
мой диаграммы направленности, что позволяет получать трехмерные
акустические изображения  и существенно облегчает процесс опре-
деления координат  и элементов движения, а также  классификацию
подводных целей. Одна из особенностей  развертываемой системы -
более высокая, чем  у SOSUS, плотность размещения  гидроакусти-
ческих антенн.
     Система ADS  базируется  на результатах проекта  FDS. В ее
антеннах  используются  как акустические, так  и неакустические
датчики обнаружения ПЛ. В целях реализации концепции быстрого и
скрытного  развертывания  этой системы  в районах возникновения
кризисов предполагается, что она будет  устанавливаться  с под-
водных лодок и самолетов. Временные рамки  ее боевого использо-
вания лежат в пределах от 30 суток до пяти лет.
     Подобные мобильные системы, быстрого и скрытного разверты-
вания позволяют надежно защитить авианосные ударные  группы  от
атак подводных лодок в любой точке мира. Будь то Персидский за-
лив или Охотское и Белое моря.
     Береговые компоненты  систем  SOSUS и SURTASS проходят мо-
дернизацию   в  рамках  проекта  SDS   (Surveillance  Direction
System). По проекту SDS создаются унифицированные комплекты ап-
паратуры для береговых центров обработки данных  всех подсистем
IUSS, которые эффективнее и значительно дешевле в эксплуатации,
чем прежние.

     2.3.3.2. Зона дальнего противолодочного охранения 

     В зоне дальнего противолодочного охранения АУГ поиск  под-
водного противника ведется пассивными гидроакустическими средс-
твами  стационарных  систем  SOSUS, авиации, подводных  лодок и
надводных кораблей, поскольку  дальность обнаружения  под водой
посылок гидроакустических станций (ГАС) значительно превосходит
дальность  обнаружения  ею  лодки, и последняя, заблаговременно
установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и вый-
ти в атаку на охраняемый объект. Поэтому  силы дальнего охране-
ния используют гидроакустические станции и комплексы в активном
режиме только после обнаружения лодки пассивными средствами для
ее классификации  и уточнения  местонахождения, чаще  всего при
выходе в атаку.
     Противолодочное охранение АУГ в дальней зоне  осуществляют
базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион". Они обычно  действуют
в составе сил дальнего противолодочного охранения. Как правило,
один - два самолета. Максимальное удаление  самолета Р-3С "Ори-
он" от центра ордера, определяемое исходя из расчетных дальнос-
тей стрельбы крылатыми ракетами  подводных лодок, может состав-
лять 200-300 миль (370 - 550 км). Самолеты ведут  поиск ПЛ про-
тивника на носовых курсовых углах параллельными галсами со сме-
щением по маршруту движения АУГ  или угрожаемых направлениях. В
основном для обнаружения подводных лодок самолет Р-3С использу-
ет радиогидроакустические буи (РГБ), которые он выставляет чаще
всего серией в виде отсекающего барьера (четыре - восемь РГБ) с
интервалами  между ними  10-30 миль (1 миля = 1,852 км)  парал-
лельно  или  перпендикулярно курсу соединения (в зависимости от
направления вероятной угрозы). Как правило обнаруженная подвод-
ная  лодка уничтожается с помощью самонаводящихся противолодоч-
ных торпед  Мк44, Mk46, Mk50, "Стингрей"  и т.д. с дистанции не
более 1500 м. Атака  с воздуха, с короткой дистанции  внезапна,
что ограничивает  возможность  уклонения  и применения  средств
противодействия ПЛ.
     Использованные РГБ  обычно  подбираются  своими надводными
кораблями и используются вторично. В боевой обстановке возможно
самозатопление использованных РГБ.
     Р-3С "Орион"  является  основным  и единственным самолетом
базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США. Он имеет  современные
бортовые системы  поиска, обнаружения  и классификации целей, а
также разнообразное вооружение для поражения не только  подвод-
ных лодок, но и подводных кораблей. Вооружение самолета  разме-
щается  в отсеке (2 х 0,8 х 3,9 м): до восьми торпед, глубинные
бомбы, бомбы, мины (общим весом до 3,2 т)  и на 10 наружных уз-
лах подвески:  до шести  УР "Гарпун", торпеды, бомбы, глубинные
бомбы и мины. Основное поисковое оборудование самолета включает
до 90 радиогидроакустических буев  систем  "Джезебел", "Джули",
ДИФАР, КАСС, ДИКАСС и других; магнитный обнаружитель; поисковую
РЛС; станцию радиотехнической разведки; ИК станцию.
     Как уже было сказано ранее, радиогидроакустические буи яв-
ляются основным средством обнаружения подводных лодок. Общий их
запас на борту самолета обеспечивает непрерывное выполнение за-
дачи по поиску и слежения за подводной лодкой  в течение  всего
времени  нахождения  в районе  (до 10 ч, на удалении  1450 км),
расходуя шесть - восемь буев за 1 час.
     В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B
направленного действия. Дальность обнаружения подводных лодок с
использованием этой системы достигает 20 км и более.
     Система РГБ "Джули"  также  состоит  из пассивных буев, но
система в целом активная, так как в ней задействованы источники
звука взрывного действия. Если  в зону звукового эффекта взрыва
попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит
к выставленным пассивным буям. Далее сигналы передаются  по ра-
диоканалам  на  самолет, где  обрабатываются  и отображаются на
планшете  оператора. Система "Джули"  обеспечивает  обнаружение
малошумных ПЛ на дальностях до 8 км.
     В системе ДИФАР используются  пассивные  радиогидроакусти-
ческие буи направленного действия AN/SSQ-53. У акустических ан-
тенн большая глубина погружения (до 300 м). Время работы буя до
8 ч. Дальность  обнаружения  подводной лодки  до 25 км. Система
ДИФАР предназначена  для обнаружения ПЛ в условиях акустических
помех: в районах интенсивного судоходства и в условиях сильного
волнения моря.
     РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС являются активными направлен-
ного действия  и управляются  по радиокомандам  с самолета. Это
позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местопо-
ложение при меньшем количестве буев.
     В системе РГБ КАСС используются активные буи AN/SSQ-50 не-
направленного действия, включаемые по команде оператора с борта
самолета.
     Время работы активных буев (на излучение) от 30 до 60 мин.
     Магнитные обнаружители  AN/ASQ-81 являются одним из основ-
ных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они ра-
ботают по принципу регистрации  магнитной аномалии, создаваемой
ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения подводных лодок
магнитным  обнаружителем, зависящая  от их водоизмещения и маг-
нитных характеристик, глубины погружения  и высоты полета само-
лета, в  среднем  составляет  700-1000 м. Основное  тактическое
преимущество магнитометров заключается в возможности  использо-
вания их в условиях гидроакустического противодействия.
     Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить  подводную
лодку  в подводном и надводном положении по тепловому излучению
ее корпуса и кильватерному следу. При полете самолета  на высо-
тах  от 100 до 1000 м дальность обнаружения  подводной лодки по
кильватерному следу до 20 км. Однако эти показатели существенно
зависят  от гидрометеорологических условий, скорости  и глубины
погружения ПЛ.
     Радиолокационная станция  AN/APS-115B  позволяет обнаружи-
вать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на
прием, на расстоянии до 15 км.
     Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет  об-
наружить  подводную лодку, ведущей  радиопередачу, на дальности
до 600 км. Точность пеленгования излучений составляет 1-5о.


     Характеристики  самолета  базовой  патрульной авиации Р-3С
"Орион":

     Размеры, м:
     длина                                   35,61
     высота                                 10,27
     размах крыла                       30,37
     Масса, т:
     максимальная взлетная        64,4
     пустого                                 27,9
     максимальная боевая
     нагрузка,т                             9
     Скорость полета, км/час:
     максимальная                          760
     Практический потолок, км      8,6
     Радиус действия, км          3100-4000
     Время патрулирования
     на удалении 2500 км, ч          3
     на удалении 1850 км, ч       до 8

     В рамках  программы "Орион-2000" осуществляется модерниза-
ция самолета Р-3С. После завершения  которой, улучшенные летные
и  эксплуатационные  характеристики самолета позволят увеличить
его боевой радиус действия с 2500 км до 3300 км  и время патру-
лирования в заданном районе до 5 ч (на удалении 2500 км). Масса
полезной нагрузки  в отсеке  возрастет  до 4500 кг, крейсерская
скорость до 750 км/час, а практический потолок до 12,2 км.
     Базовый патрульный самолет Р-3С "Орион" может вести проти-
володочную борьбу не только от обороны, а в зависимости от объ-
ема информации  о местонахождении подлодки противника, активный
поиск ПЛ: в назначенном районе, в исходной точке, "перехватыва-
ющий" поиск и слежение за подводными лодками.
     Поиск в назначенном районе применяется в том случае, когда
место подводной лодки  неизвестно, но есть основания  предпола-
гать, что она находиться  в пределах данного района. Для одного
самолета обычно назначается  район  размером  90 х 60 миль. При
поиске  магнитным  обнаружителем самолет БПА совершает полет на
высотах 150-1000 м  способом галсирования. При установлении на-
личия подводной цели в данном районе для ее классификации и оп-
ределения элементов движения, как правило, используя РГБ. Преж-
де чем выставить одиночный буй  или серию, самолет сбрасывает в
предполагаемой точке нахождения ПЛ батитермический буй, который
передает на носитель данные об изменении температуры воды с из-
менением глубины, определяет  ее  соленость. Оператор  на борту
самолета  на их  основе выбирает оптимальную глубину погружения
гидрофонов  поисковых буев, принимает  решение, какой тип  буев
использовать. Буи  сбрасывают  одиночно  или сериями (до десяти
единиц) с высоты 50-1000 м при скорости самолета 300-600 км/ч.
     Наиболее распространены такие способы  постановки РГБ, как
кольцевые или линейные барьеры. Линейные барьеры могут  выстав-
ляться  в один  или несколько рядов. При этом буи (в количестве
до 8-16) сбрасываются на расстоянии 10-30 миль  друг  от друга.
После  выставления буев самолет удаляется до 60 миль от барьера
и барражирует в этом районе в течении 1-2 ч, прослушивая работу
РГБ. Если контакт не подтвердился, самолет  продолжает поиск по
назначенному маршруту. Обычно  при обнаружении  подводной  цели
над  ней  сбрасываются  пассивные РГБ ненаправленного действия,
так как метод шумопеленгования считается наилучшим  для обеспе-
чения скрытности и внезапности атаки подводной лодки.
     Данные, поступающие от буев, вводятся  в бортовую ЭВМ, ко-
торая выдает информацию о наиболее вероятном направлении движе-
ния ПЛ и скорости ее хода, отображает на индикаторе тактическую
обстановку. Для более точного  определения  местоположения под-
водной лодки и параметров ее движения используются системы  ак-
тивных направленных буев, либо система "Джули". После обнаруже-
ния ПЛ самолет  стремиться  к установлению  магнитометрического
контакта с ней для дальнейшего слежения или уничтожения.
     Поиск в исходной точке  производится  по данным первичного
обнаружения  подводной лодки стационарными SOSUS или мобильными
гидроакустическими системами SURTASS. В данном случае  самолету
БПА назначается исходная точка или ориентировочные районы поис-
ка, в пределах которых может находиться подводная лодка. Разме-
ры района будут зависеть от времени с момента обнаружения ПЛ до
прибытия в него самолета и скорости обнаруженной подводной лод-
ки. Способ считается эффективным, если район поиска находится в
пределах круга радиусом до 50 миль. С прибытием в район самолет
делает  гидрологические  замеры  водной среды и выставляет буи.
Наиболее распространенный  способ - постановка  кольцевых барь-
еров из четырех - восьми буев. Буи выставляются следующим обра-
зом: один в районе исходной точки, а остальные по окружности на
расстоянии  20-30 миль. Самолет  барражирует  в районе исходной
точки в течение 2-4 ч на высоте 1000-4000 м.
     "Перехватывающий" поиск  применяется  для обнаружения под-
водной лодки, когда  курс  ее  находиться  в узком секторе  для
сближения с соединением кораблей, либо ПЛ находиться на перехо-
де  по маршруту, а время  устаревания  данных  незначительно. В
этом случае  самолет выставляет перехватывающий барьер  из пас-
сивных РГБ. Одновременно  могут использоваться  магнитометр, ИК
станция и аппаратура РТР.
     В этом случае самолет выставляет барьер длиной  20-40 миль
впереди  предполагаемого  курса  ПЛ на расстоянии 15-20 миль от
исходной точки в секторе 60-80о. Контроль  за буями осуществля-
ется  при полете  самолета  в стороне  от барьера на расстоянии
20-30 миль. При "срабатывании" буя производиться поиск с приме-
нением магнитометра, причем полет проходит на высотах 100-150 м
перпендикулярно предполагаемому курсу ПЛ с двумя разворотами на
180о  или с галсированием  при смещении в сторону движения под-
водной лодки.
     Слежение  за подводными лодками  осуществляется постоянно,
включая мирное время, с целью определения  районов их  деятель-
ности, маршрутов развертывания, элементов тактического маневри-
рования, а также уточнения характеристик их физических полей.
     При слежении  бортовые  средства  обнаружения используются
комплексно, а высота полета самолета  выбирается с учетом  наи-
большей эффективности одновременного применения каждого из них.
Однако, как показывает опыт, основным средством  слежения само-
летов  базовой  патрульной авиацией является РГБ различных сис-
тем, которые выставляются в виде барьеров. Каждый барьер харак-
теризуется  своей схемой постановки, количеством буев, исходной
точкой  постановки, расстоянием  между ними, продолжительностью
их жизнедеятельности и прогнозируемой вероятностью обнаружения.
Наиболее часто самолеты осуществляют последовательную постанов-
ку мини-барьеров из двух - четырех РГБ в одну линию параллельно
курсу следования ПЛ. Такое слежение  довольно  эффективно, если
отслеживаемая  цель  имеет постоянные курс  и скорость. Если же
подводная лодка периодически меняет один из параметров движения
(курс или скорость), выставляется барьер в две линии по шесть -
десять буев. Зачастую одна  из линий располагается вдоль курса,
а вторая - перпендикулярно или под углом 80-100о в сторону ожи-
даемого уклонения ПЛ.
     В случае  отсутствия  контакта  с целью выставляется полу-
кольцевой барьер в зависимости от предполагаемой величины изме-
нения ее курса.
     При слежении точность определения места ПЛ с  помощью  РГБ
системы "Джезебел" не превышает 200 м, скорости - 1 уз, глубины
хода - 10 м.



                                                (Продолжение на стр.5)

      
Переход на страницы: 
1 2 3 4 5 6 7 к началу статьи