Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
HELP
    на страницы:   1 2 3 4 5 6 7   


                                  Стр.3


     2.3. Тактика использования авианосцев и АУГ

     Как было сказано ранее, авианосцы действуют в составе ави-
ационной ударной группы (АУГ).
     В состав  АУГ, кроме  авианосца, обычно  входят:  один-два
крейсера УРО, один-шесть  эскадренных  миноносцев УРО, один-два
фрегата УРО, одно-два  быстроходных  судна  снабжения, одна-три
атомные многоцелевые подводные лодки.
     Корабли УРО размещаются обычно от авианосца на  расстоянии
до 75 км  (40 миль), а корабли  радиолокационного дозора  -  до
130 км (70 миль). Корабли УРО обеспечивают непосредственное ох-
ранение авианосца от подводных лодок, надводных кораблей и ави-
ации противника.
     Для обеспечения  противовоздушной  обороны АУГ корабли УРО
вооружены зенитными ракетами  RIM-66C Standart SM-2 MR, RIM-67B
Standart SM-2 ER:
     

                                  RIM-66C           RIM-67B
                             Standart SM-2 MR  Standart SM-2 ER

     Дальность стрельбы, км            74                 150
     Высота стрельбы, км                24                  30
     Стартовая масса, кг                704                1440
     Масса БЧ, кг                               97                 120
     Максимальная скорость
     полета, M                                  2,5                 2,5
     Длина ракеты, м                       7,98                7,98
     Диаметр ракеты, м                  0,34                0,34
     Размах крыла, м                       0,91                0,91


     2.3.1. Тактика использования палубной авиации против
надводных кораблей.

     По тактическим меркам ВМФ США, дальность ведения встречно-
го боя авианосцев  700 - 1100 км, хотя  на проведенных учениях,
уничтожения  предполагаемого  противника - российского тяжелого
авианесущего крейсера "Адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов",
была успешно продемонстрирована возможность нанесения удара па-
лубной авиацией по российскому кораблю с дальности 1600-1700 км.
     Судя по опыту  проходивших  в последние годы учений амери-
канских ВМС, нанесения ударов по надводным кораблям обязательно
предшествует воздушная разведка. Вернее доразведка, так как ос-
новные данные обычно предоставляются космической разведкой. Мо-
жет  проводиться  самолетами  ДРЛО  и управления  Е-2С  "Хокай"
(дальность обнаружения надводных кораблей - 360 км), истребите-
лями  F-14 "Томкэт"  или истребителями-штурмовиками  F/A-18, но
лучше это смогут сделать специализированные самолеты  радиотех-
нической разведки (РТР) ЕS-3А "Шэдоу":

     Размеры, м:
     длина                                      16
     высота                                     6,9
     размах крыла                           20,6
     Масса, т:
     нормальная взлетная              19,7
     максимальная взлетная             23,643
     пустого                                     12,088
     Скорость полета, км/час:
     максимальная                            829
     Практический потолок, км       12,19
     Практическая дальность, км    4323

       по данным интернета
       

     В нанесении удара по крупному корабельному соединению  мо-
жет  участвовать свыше  40 истребителей-штурмовиков, истребите-
лей, самолетов  ДРЛО  и управления, самолетов  РЭБ, сведенных в
следующие  тактические группы:  ударные, демонстративных  дейс-
твий, подавления  средств ПВО, радиоэлектронной борьбы, наведе-
ния и управления, доразведки, истребительного прикрытия.
     Ударные группы состоят  из истребителей-штурмовиков (в ва-
рианте штурмовиков), на которые  возложено  нанесение  ракетно-
бомбового удара  по кораблям противника. По мнению американских
военных специалистов, для удара  по группе  четырехкорабельного
состава необходимо выделить  до 15 самолетов, а по группе, сос-
тоящей  из восьми - девяти кораблей, 25-30 самолетов. При нали-
чии  у группы кораблей  сильной ПВО, в ударные группы входит не
более 50 процентов самолетов, участвующих в налете, так как ос-
тальные самолеты включаются в группы обеспечения.
     Группы  демонстративных действий  призваны  вызвать  огонь
средств ПВО на себя (как правило, в ложном направлении), заста-
вить  противника применять активные радиотехнические средства и
тем самым создать  условия  для деятельности  групп  подавления
средств ПВО и РЭБ. В состав групп демонстративных действий вхо-
дят истребители-штурмовики  (в варианте  штурмовиков), самолеты
РЭБ и истребители. Одна группа состоит  из двух - четырех само-
летов. В случае необходимости истребители-штурмовики могут при-
менять оружие.
     Группы подавления средств ПВО выполняют задачу уничтожения
кораблей  противовоздушной обороны  соединения  путем нанесения
удара как по их радиоэлектронным средствам (противорадиолокаци-
онными ракетами  "Стандарт-АРМ" AGM-78, HARM AGM-88), так  и по
самим кораблям  (ракетами  "Гарпун" AGM-84  и "Мейверик" AGM-65
различных модификаций).
     Группа включает четыре-пять самолетов.
     Группы РЭБ  выявляют  и подавляют  работу радиоэлектронных
средств ПВО соединения непосредственно  перед  выходом  ударных
групп на рубеж обнаружения корабельных РЛС, а также осуществля-
ют постановку пассивных помех, под прикрытием  которых  ударные
самолеты уходят  от цели после нанесения удара. Группы РЭБ сос-
тоят, как  правило, из специальных  самолетов  ЕА-6В  "Проулер"
(один - два самолета), а также  истребителей-штурмовиков  и ис-
требителей, оборудованных  контейнерами  с бортовыми  станциями
помех.
     Группа наведения  и управления включает самолеты ДРЛО Е-2С
"Хокай"  (обычно  два - три самолета)  и истребители прикрытия.
"Хокай" наводят штурмовики  на надводные, а истребители на воз-
душные  цели, обеспечивает  контроль  воздушного  пространства,
осуществляет ретрансляцию команд между авианосцем и командирами
тактических групп.
     Группы доразведки уточняют местонахождение целей, выявляют
главные цели в орде кораблей и передают данные командирам удар-
ных групп до выхода последних на рубеж начала боевого разверты-
вания. Группа состоит из одного - двух самолетов.
     Группы истребительного прикрытия состоят  из истребителей,
которые прикрывают истребители-штурмовики (в варианте штурмови-
ков) на маршруте  и в районе  нанесения удара. Как  правило, на
три - четыре штурмовика  ударной группы  выделяется  один - два
истребителя. Кроме того, для обеспечения ударных групп создает-
ся группа расчистки  воздушного пространства  из двух - четырех
истребителей.
     При нанесении  ударов по конвоям и десантным отрядам выде-
ляется меньшее количество  обеспечивающих  групп  с сокращенным
боевым составом.
     В зарубежной прессе приводиться следующий порядок  органи-
зации удара по корабельному соединению. Палубная авиация подни-
мается с авианосца по данным космической  и воздушной разведки.
После  взлета самолеты строятся  в боевой порядок ("клин", "ко-
лонна", "пеленг")  и, как правило, на средних и больших высотах
одним  или несколькими маршрутами  направляются  к цели (группа
наведения и управления следует в район боевых действий  отдель-
ным маршрутом). Разделение боевого порядка на тактические груп-
пы, а также изменение высоты полета выполняются до выхода само-
летов на рубеж обнаружения  корабельными РЛС. Первыми его пере-
секают самолеты, предназначенные для разведки цели, а затем по-
очередно  группы  демонстративных действий, подавления  средств
ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные.
     Самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" при выдаче целеука-
зания самолетам ударных групп  и наведения истребителей  сопро-
вождения  на самолеты противника  находиться  на удалении 200 -
250 км от объекта удара.
     Как отмечается  в иностранной печати, с рубежа обнаружения
самолетов корабельными РЛС истребители-штурмовики ударных групп
следует  к цели  на малых  и предельно  малых высотах (не более
60 м) на максимальных скоростях  и выходят на нее с разных нап-
равлений по две - четыре машины. Удары по кораблям  они наносят
прежде всего  ракетами "Гарпун" AGM-84  и "Мейверик"  AGM-65, а
затем, после подавления ПВО, управляемыми и обычными бомбами.
     Демонстративные группы несколько раньше ударных выходят на
ордер  кораблей  на средних  высотах  с различных  направлений.
Группы подавления средств ПВО наносят удары по кораблям охране-
ния. В это время ударные группы  под прикрытием помех выходят в
район цели  с нескольких направлений. Распределение  конкретных
целей между самолетами ударной группы производится с воздушного
КП (самолет "Хокай") или ее командиром.
     Командование ВМС США  уделяет  самое  пристальное внимание
отработке действий экипажей палубной штурмовой  авиации  против
надводных  кораблей. Она проводится  как на специально оборудо-
ванных полигонах (наземных и морских), как и в открытом море. В
качестве  целей на морских полигонах используются старые эскад-
ренные миноносцы  и торпедные катера второй мировой войны, раз-
личные  баржи, оснащенные  уголковыми отражателями, управляемые
по радио мишени. На наземных полигонах имеются самоходные мише-
ни, которые могут развивать скорость до 80 км/час и имитировать
движение малоразмерных морских целей.

     2.3.2. Тактика АУГ при решении задач ПВО.

     Использование палубной авиации в противовоздушной  обороне
АУГ (в назначенных зонах ее обеспечивают все корабли охранения)
организуется, как правило, по одному  из следующих  вариантов в
зависимости  от степени вероятной угрозы  нападения самолетов и
(или) противокорабельных ракет противника.
     В условиях скрытого перехода АУГ  в район боевого предназ-
начения, при смене района или маневрировании в нем до обнаруже-
ния противником  местоположения авианосца, при ограниченном ис-
пользования  радиоэлектронных средств (РЭС), основным авиацион-
ным формированием ПВО  является боевой воздушный патруль (БВП),
включающий пару истребителей и самолет самолет РЭБ ЕА-6В "Проу-
лер", барражирующие на удалении не более 100 км от авианосца на
угрожаемом  направлении. Самолет ДРЛО Е-2С "Хокай" - в пределах
200 км. Бортовое оборудование самолетов  используется в пассив-
ном режиме.
     С получением  оповещения об обнаружении воздушного против-
ника, на дальних  подступах, командный  пункт  ПВО  поднимает в
воздух вторую пару истребителей, которая присоединяется  к пер-
вой, и после объедения они занимают новую позицию  в 300-350 км
от авианосца. Доводятся также  исходные данные  для последующих
действий:  вид  и направление воздушной угрозы, удаление рубежа
перехвата, продолжительность нахождения на позиции барражирова-
ния и ожидаемое время посадки. С выходом  на рубеж наведения на
высоте 9000-10000 м  группа, сохраняя  строй клина, барражирует
галсами длиной 70-90 км перпендикулярно  направлению  воздушной
угрозы. Самолет РЭБ  с обнаружением излучений  радиоэлектронных
средств противника информирует  об этом истребители  и ложиться
на курс сближения с источником излучения. Одновременно произво-
дит доклад об обнаруженных излучениях по форме "частота-пеленг"
на самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай", который ретранслиру-
ет сообщения  на командный пункт ПВО АУГ. Далее самолет РЭБ  по
скорости  изменения пеленга и интенсивности излучений РЭС опре-
деляет дальность  до цели, передавая эту информацию на истреби-
тели. Затем  он ложиться  на курс, равный пеленгу  на цель, что
является сигналом к началу активных действий истребителей.
     Истребители ложатся  на курс пеленга цели, включают борто-
вые РЛС. Палубные истребители  должны  сначала  вести воздушный
бой за пределами визуальной видимости цели, применяя последова-
тельно УР  класса "воздух-воздух"  большой  и средней дальности
стрельбы, затем переходить  к ближнему воздушному бою с исполь-
зованием  УР ближнего действия, а  при необходимости и бортовые
пушки. После  пуска  своих ракет, истребитель  обычно совершает
резкий маневр для уклонения от УР противника, которые наверняка
будут по нему выпущены. В ближнем воздушном бою с использовани-
ем всеракурсных ракет  предпочтительно  их  пуски  выполнять со
стороны  передней  полусферы  самолета  противника. Самолет РЭБ
входе боя контролирует местоположение истребителей  и поддержи-
вает  постоянный  пассивный  контакт  с целями. Одновременно он
осуществляет поиск  работающих РЭС  противника  для обеспечения
последующих атак или выявления возможных контратак истребителей
противника.
     При втором варианте отражении воздушного нападения  на АУГ
предусматривается эшелонированная оборона в назначенных  секто-
рах. Вначале пара истребителей барражирует в пределах 100 км, а
самолет ДРЛО и управления до 200 км от авианосца. По приказанию
командного  пункта ПВО АУГ  самолет Е-2С "Хокай"  и истребители
направляются в район барражирования, расположенный в 500-600 км
на пересечении оси воздушной угрозы  и рубежа наведения. Однов-
ременно с авианосца взлетает вторая пара истребителей и самолет
ДРЛО и управления, которые следуют в свой район барражирования,
находящийся в секторе воздушной угрозы  в 300-350 км  от центра
ордера. Они  образуют  второй воздушный барьер  ПВО  и являются
связующим звеном между передовым БВП  и  командным пунктом  ПВО
АУГ.
     Действия передового БВП  в составе  самолета  Е-2С  и пары
истребителей  в основном  аналогичны действиям БВП  с самолетом
РЭБ. Однако на этапе наведения истребителей на противника само-
лету ДРЛО  и управления  разрешается включать РЛС  на излучение
для кругового поиска, но не более  чем на три оборота антенны и
с перестройкой частоты  на каждом обороте. Такое разрешение да-
ется в том случае, если в течение  более 2 мин. самолет Е-2С не
может выполнять  наведение  по данным средств  радиотехнической
разведки. Режим активного поиска дает возможность также обнару-
живать  и выявлять местонахождение  других воздушных целей про-
тивника  и управлять истребителями при перехвате  воздушных це-
лей.
     В случае обнаружения  большого количества самолетов, огра-
ничения на использование бортовых РЭС передового БВП снимаются,
для уничтожения авиации противника применяются другие БВП и ис-
требители из положения "дежурство  на палубе". Управление дейс-
твиями истребителей, их наведение на цели осуществляют самолеты
ДРЛО  и управления Е-2С "Хокай". Каждый  из них  может осущест-
влять руководство действиями  двух эскадрилий истребителей. Все
силы и средства ПВО начинают работать в режиме активного поиска
целей. Количество самолетов и продолжительность их нахождения в
воздухе определяются степенью воздушной угрозы. В полную боевую
готовность приводятся средства ПВО ближнего действия  авианосца
(ЗРК "Си Спарроу и ЗАК "Вулкан-Фалакс").

     Справка.
     Выше был рассмотрен  боевой воздушный патруль (БВП), вклю-
чающий самолет ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" и два-четыре ист-
ребителя F-14 "Томкэт", каждый  из которых может быть  вооружен
шестью  ракетами  большой  дальности (150 км) AIM-54C "Феникс".
Идея использования вместо одного истребителя, комплекса специа-
лизированных  самолетов:  истребителей  носителей ракет большой
дальности  и самолета - летающего локатора, хорошо зарекомендо-
вало себя на практике. Интересное развитие этой идеи изложено в
статье  "Авиационный  истребительный  комплекс", размещенной на
этом же сайте.



                                                (Продолжение на стр.4)
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 к началу статьи