Welcome to the site of original engineers and scientishes.Welcome to bucren.html.Welcome to the site of original engineers and scientishes.
Главная
Об авторах
Статьи
Плазмоиды
Микроволны
Технические новинки
Автоматика для дома
Форум
Гостевая книга
HELP
    на страницы:   1 2 3 4 5 6 7  

                                  Стр.2

     2.  Современный авианосец

     Прежде, чем  говорить  об оружие  против  авианосцев, надо
представить. Что такое  современный авианосец?  Каковы его воз-
можности?  Материал представленный  в п.2  достаточно большой и
наверное появится желание его пропустить, но он важен для пони-
мания последующих пунктов.

     В иностранной прессе указывается, что в случае угрозы аме-
риканским интересам в любом регионе мира первый вопрос, который
возникает  в Белом доме:  "Где находиться наш ближайший авиано-
сец?!". Являясь  "аэродромами  в нейтральных водах", авианосцы,
по мнению специалистов ВМС, должны обеспечить  в течение первых
пяти - десяти дней вооруженного регионального конфликта 100-200
самолето-вылетов в сутки, пока в район боевых действий  не при-
будет авиация ВВС. В настоящее время в строю ВМФ США находиться
12 многоцелевых авианосцев - десять атомных (АВМА) и два с обы-
чной  энергетической  установкой (АВМ). Последний  из АВМА "Ро-
нальд Рейган (CVN 76) заменил АВМ "Констеллейшн".
     Впрочем авианосцы находятся на вооружении  и других стран.
Так, Англия  продала два авианосца  времен второй мировой войны
Индии (сейчас  на вооружении  остался  один), один - Аргентине,
один - Бразилии. Все они проходили  неоднократные модернизации,
но не надо строить  иллюзий  относительно  их боеспособности. В
составе ВМФ  самой Англии находятся  три авианосца типа "Инвин-
сибл", вооруженные  12 самолетами  "Си Харриер"  и вертолетами.
Для взлета с максимальной боевой нагрузкой самолетов "Си Харри-
ер", в носовой части авианосцы  имеют рампу - трамплин с накло-
ном в 12 градусов. ВМФ Испании  в своем составе имеет авианосец
"Принсипе де Астуриас", ВМФ Италии - авианосец  "Джузеппе Гари-
бальди", ВМФ Таиланда - "Чарки Нарубет" и ВМФ Франции авианосцы
- "Клемансо", "Фош". У России  один тяжелый авианесущий крейсер
"Адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов".
     Но полноценными, как  по классу  самих кораблей, так  и по
составу палубной авиации, можно считать только американские тя-
желые авианосцы. Этот факт признается  во всем мире. Рассмотрим
авианосцы типа "Нимитц".

     2.1. Авианосцы типа "Нимитц"

     Эти корабли, водоизмещение которых составляет 80-100 тыс.т,
несут авиакрыло в составе до 80 самолетов и вертолетов, до трех
тысяч тонн  авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиаци-
онного топлива.
     Авианосец  "Нимитц" (CVN68)  имеет  водоизмещение  91487 т
(CVN72 "Авраам Линкольн" и последующие - 102 000 т), длина кор-
пуса 332,9 м, ширина 40,8 м, осадка 11,3 м, длина  полетной па-
лубы 332,9 м, угловой 237,7 м, наибольшая ширина полетной палу-
бы 76,8 м, высота  от киля  до топовых огней 73,2 м, расстояние
от ватерлинии до полетной палубы 12 м.
     Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реакто-
ра типа A4W/A1G), приводящая  в действие четыре паровые турбины
(общая мощность 280000 л.с.), которые работают  на четыре греб-
ных винта, позволяют  развивать наибольшую скорость хода  30 уз
(1 уз = 1,852 км/час). В качестве резервных  имеются четыре ди-
зеля мощностью 10720 л.с.
     Штатный экипаж корабля 3184 человека (из них 203 офицера),
численный состав авиакрыла  2800 человек (из них 366 офицеров).
Кроме  того, в море  на авианосце, как  на флагманском  корабле
авианосной  ударной  группы (АУГ), обычно  находиться  походный
штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из которых 25 офицеры.
     Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапульта-
ми типа С13-1, длиной 92,1 м или 94,5 м и массой 108 т, обеспе-
чивает последовательный (минимальный интервал 20 с) взлет само-
летов  массой  до  43 т  со  скоростью  при  отрыве  от  палубы
300 км/час. Посадочный  участок  (угловая  палуба),  включающий
кормовую (до первого троса  аэрофинишера)  и тормозную (до ава-
рийного барьера) части,  оборудован  специальными  техническими
средствами  обеспечения привода и посадки самолетов на скорости
до 300 км/час.
     Конструктивная защита  авианосца  включает надводную часть
(три броневые палубы, а также продольные броневые переборки ан-
гара) и подводную (продольные и поперечные переборки, охватыва-
ющие  реакторные отсеки, погреба боезапаса  и топливные цистер-
ны). Она предназначена  для предохранения жизненных центров ко-
рабля от контактных взрывов обычных боевых частей  противокора-
бельных ракет, артиллерийских снарядов, торпед. Толщина брони в
районе ватерлинии 150 мм. Днище защищено бронированным настилом
непотопляемости (второе дно) и переборками, в пространство меж-
ду которыми запрессован пористый заполнитель специального  сос-
тава. Жизненно важные центры  имеют дополнительное бронирование
63,5 мм кевларом. Для корабельной техники и боевых средств пре-
дусмотрено дублирование, резервирование и рассредоточение. Зна-
чительное внимание при создании авианосцев было уделено  сниже-
ния интенсивности гидроакустического, электромагнитного, тепло-
вого  и других физических полей. Пожаробезопасность обеспечива-
ется стационарными автоматическими системами, самоходными пено-
генераторными  установками, переносными огнетушителями. Предус-
мотрена возможность определения зоны пожара и управления средс-
твами пожаротушения  с ходового мостика  или с поста управления
авиацией  на полетной палубе, расположенными  в надстройке. Ан-
гарная палуба снабжена  противопожарными шторами, которые в те-
чение 30 с могут отсечь район возгорания.
     Американские специалисты отмечают, что авианосцы  обладают
большой живучестью. Так, вывести авианосец из строя  на неболь-
шой строк могут  7-12 противокорабельных ракет, потопить не ме-
нее 20.
     Вооружение корабля:  три зенитных ракетных комплекса (ЗРК)
"Си Спарроу" (на CVN70 - четыре), четыре  20-мм зенитных артил-
лерийских комплекса  (ЗАК)  "Вулкан-Фалакс"  и два  трехтрубных
324-мм торпедных аппарата, предназначенных  для борьбы с торпе-
дами, наводящимися по кильватерному следу. Каждая установка "Си
Спарроу" имеет  два пакета (по четыре ракеты в каждом). Полуак-
тивная радиолокационная головка  самонаведения  зенитной ракеты
RIM-7M обеспечивает поражение цели на дальности до 14,6 км бое-
вой частью 39 кг. Эффективная глубина зоны  поражения ЗАК "Вул-
кан-Фалакс"  от 0,2  до 1,8 км,  время  реакции  2-3 с, типовая
продолжительность   очереди  3 - 4 с,  общая   скорострельность
3000 выстр./мин.

     2.2. Палубные самолеты и их вооружение

     Типовое авиакрыло в настоящее время включает: 14 - 20 ист-
ребителей F-14 "Томкэт", 36 истребителей-штурмовиков  F/A-18С/D
"Хорнет", четыре самолета РЭБ  ЕА-6В "Проулер", четыре самолета
ДРЛО  Е-2С "Хокай", 4 - 8  противолодочных  самолета  S-3В "Ви-
кинг", два самолета разведки (РТР)  ЕS-3А "Шэдоу", 4 - 6 проти-
володочных вертолета SH-60F "Оушн Хок" и два вертолета  обеспе-
чения  НН-60H  "Рескью Хок". С 2001 года  на вооружение (вместо
F-14 "Томкэт") поступает самолет F/A-18 "Супер Хорнет"  в моди-
фикациях  Е (одноместный)  и F (двухместный) с увеличенными по-
лезной  нагрузкой  и радиусом  действия. Создание  истребителя-
штурмовика "Супер Хорнет" имеет целью компенсировать те потери,
которая понесла палубная авиация  со снятием с вооружения штур-
мовиков  А-6Е  "Интрудер", поскольку  пришедший  ему  на  смену
F/A-18С при всех его плюсах  уступает "Интрудеру"  по таким ха-
рактеристикам, как  радиус действия, боевая нагрузка, всепогод-
ность. На 11 узлах подвески F/A-18E/F может быть размещена бое-
вая нагрузка свыше 8000 кг. Благодаря трем подвесным бакам  ем-
костью  1800 л (у F/A-18С/D 1250 л)  радиус действия  вырос  на
40-50%. Перевооружение самолетами "Супер Хорнет" продлиться как
минимум до 2010 года.

     Основной палубный самолет на настоящий момент - это истре-
бительштурмовик "Хорнет" F/A-18С/D и "Супер Хорнет" F/A-18E/F:

                                 F/A-18С/D              F/A-18E/F
                                 "Хорнет"          "Супер Хорнет"
     Размеры, м:
     длина                               17,07          18,3
     высота                               4,66            4,88
     размах крыла                11,43           11,62
     Масса, т:
     нормальная взлетная
     (вариант истребителя)       16,65
     нормальная взлетная
     (вариант штурмовика)        22,3
     максимальная взлетная       23,54           29,937
     максимальная боевая
     нагрузка                               7,7             8,051
     Число узлов подвески         9               11
     Скорость полета, км/час:
     максимальная на 11 км       1900             1915 (М=1,8)
     максимальная на малых
     высотах                               1470
     Практический потолок, км     15,2           15,24
     Радиус действия, км
     с бомбами 4х450 кг и
     2 УР "Сайдвиндер":
     на большой высотах               1150/875'        1600/1180'
     при переменном профиле
     полета                                 850/680'        1200/940'
     на малых высотах                       540              740
     4 УР AIM-120, 2 УР "Спарроу"
     при ведении воздушного боя
     на скорости М=1,2                      220              480
     с двумя ПКР "Гарпун"                   1050
     перехват воздушной цели
     максимальный                              1300

     ' - по данным интернета
    
       F/A-18 "Хорнет" может нести до 4 УР "Гарпун".



     Истребитель F-14 "Томкэт" все еще стоит на вооружении:

     Размеры, м: 
     длина                                          18,9
     высота                                        4,88
     размах крыла                               11,43
     при угле стрело-
     видности 20 град                      19,54
     при угле стрело-
     видности 68 град                      11,7
     Масса, т:
     взлетная с 4 УР "Спарроу"          27,1
     взлетная с 6 УР "Феникс"           32,1
     максимальная взлетная              23,54
     максимальная боевая
     нагрузка                                       6,5
     Скорость полета, км/час:
     максимальная на больших
     высотах                                 около 2500 (М=2,35)
     максимальная на малых
     высотах                                      1470
     крейсерская                             740-1000
     Практический потолок, км            17
     Максимальная высота
     боевого применения, км                21
     Радиус действия, км
     с 6 УР "Спарроу"                          1200
     с 4 УР "Феникс", 2 УР
     "Спарроу", 2 УР
     "Сайдвиндер" (при распо-
     лагаемом времени патру-
     лировании 1 час)                         680
     то же при полете к цели
     со скоростью М=1,5                     400

     Ключевым звеном применения палубной авиации являются само-
леты самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай":

     Размеры, м:
     длина                                         17,6
     высота                                        5,6
     размах крыла                              24,6
     Масса, т:
     нормальная взлетная                  23,54
     максимальная взлетная              27,3
     пустого                                       17,25
     Скорость полета, км/час:
     максимальная                              600
     Практический потолок, км          9,4
     Дальность перегоночная, км      2600

     Самолеты ДРЛО  и управления Е-2С "Хокай"  обычно совершают
полеты на удалении 150-300 км от авианосца на высотах до 10 км.
По сообщениям  зарубежной  печати, дальность  обнаружения  Е-2С
"Хокай" бомбардировщика противника  на высоте 9000 м составляет
740 км, надводных кораблей  - 360 км, бомбардировщиков  на фоне
земли  или моря - около 460 км, истребителей - 410 км, крылатых
ракет - 270 км. Бортовой вычислительный комплекс системы позво-
ляет отображать и обрабатывать текущую информацию о 300 воздуш-
ных целях одновременно. При увеличении нормального запаса  топ-
лива с 5625 кг (во внутренних баках) до 8080 кг за счет подвес-
ных баков, время патрулирования возрастает до 6 ч, а общее вре-
мя полета - до 9,3 ч.

     Для перехвата  воздушных целей  на больших дальностях  ис-
пользуется ракета AIM-54C "Феникс"  с комбинированной  системой
наведения:  на средней дистанции - полуактивная  радиолокацион-
ная, на конечной - активная. Она имеет следующие  характеристи-
ки:  дальность пуска 150 км, скорость полета М=5, длина 3,96 м,
диаметр 380 мм, вес ракеты 463 кг, вес БЧ 60 кг. Активная ради-
олокационная система наведения  включается в работу на удалении
от цели около 16 км.
     Американская перспективная  разработка FMRAAM создается на
базе ракеты  AIM-120C. Заявленные  тактико-технические характе-
ристики  FMRAAM. Дальность пуска  150 км, скорость М=4,5, длина
3,65 м, диаметр 180 мм, вес 165 кг, вес БЧ около 25 кг.
     Для поражения  воздушных  целей  на средних дистанциях ис-
пользуются ракеты с полуактивными  радиолокационными  головками
самонаведения - типа "Спарроу" AIM-7P:  дальность пуска  45 км,
скорость полета М=4, длина  3,66 м, диаметр  203 мм, вес ракеты
230 кг, вес БЧ 39 кг.
     Кроме того, есть ракеты с комбинированной системой наведе-
ния: на конечном участке активная радиолокационная, а на основ-
ном - инерциально-радиокомандная с использованием радара истре-
бителя. В случае не маневрирующей цели  на основном участке по-
лета используется  только инерциальная система. AMRAAM AIM-120:
дальность пуска 50 км, скорость полета  М=4, длина 3,66 м, диа-
метр 178 мм, размах крыльев  0,526 м, вес ракеты  150,7 кг, вес
БЧ 22 кг. Головка самонаведения ракеты может захватывать цель с
ЭПР 3-5 м2 на дальностях 5 - 8 км.
     Ракеты класса "воздух-воздух"  малой дальности. Американс-
кая ракета AIM-9Х "Сайдвиндер":  дальность пуска до 20 км, ско-
рость  полета М=2,5, длина 2,9 м, диаметр 0,127 м, размах крыла
0,355 м, вес ракеты 85 кг, вес БЧ 9,4 кг. На ракете использует-
ся всеракурсная (возможна стрельба  с задней  и передней полус-
фер) тепловизионная головка  самонаведения (ГСН). Высота приме-
нения ограничена 20 км.

     Рассмотрим  управляемые ракеты, которые  используются  ВМФ
США  для поражения  надводных кораблей. Это  прежде  всего  ПКР
AGM-84 "Гарпун" и BGM-109B "Томахок" Block III:

                              AGM-84D'    AGM-84F'  BGM-109B
                                                    Block III

     Дальность полета, км       220         315        1800
     Стартовая масса, кг         540         635        1450
     Масса БЧ, кг                      222         222         320
     Скорость полета на
     маршевом участке, М        0,85        0,85        0,72
     максимальная, М                                    1,1
     Длина ракеты
     без ускорителя, м            3,85        4,44        5,56
     Диаметр ракеты, м          0,343       0,343       0,533
     Размах крыла, м                0,91        0,91        2,67

    ' - по данным интернета
 
     Система наведения на маршевом участке полета  инерциальная
(у  "Томахок"  Block III   дополнительно   спутниковая  система
NAVSTAR), а на конечном - активная радиолокационная.

     На вооружении палубной авиации состоит также  ракета "Мей-
верик" AGM-65 различных модификаций.
     Ракета AGM-65 "Мейверик" имеет небольшую дальность полета,
легкую БЧ  и соответственно  может применяться лишь  против не-
больших кораблей со слабым ПВО. Ракета AGM-65Н "Мейверик" с ак-
тивной радиолокационной головкой  самонаведения имеет следующие
характеристики:  дальность пуска  25 км, скорость  полета  М=2,
длина 2,6 м, диаметр 307 мм, вес ракеты 305 кг, вес БЧ 136 кг.

     Наряду с ПКР для поражения кораблей предполагается  широко
использовать  противорадиолокационные ракеты  (ПРР)  "Стандарт-
АРМ" AGM-78D и HARM AGM-88C:

                             AGM-78D    AGM-88C

     Дальность полета, км          75          80
     Стартовая масса, кг           630         354
     Масса БЧ, кг                        150          70
     Скорость полета на
     маршевом участке            820 м/с     2280 км/час
     максимальная, М
     Длина ракеты, м               4,41        4,2
     Диаметр ракеты, м           0,343       0,25
     Размах крыла, м               1,08        1,13

     После вывода из строя корабельных РЛС, корабли можно унич-
тожить управляемыми и обычными авиабомбами.
     Система  наведения  ракет   пассивная  радиолокационная. В
1976 г. производство ракет "Стандарт-АРМ" AGM-78 было прекраще-
но.
     Противорадиолокационными ракетами  могут  вооружаться даже
самолеты РЭБ ЕА-6В "Проулер":

     Размеры, м:
     длина                                           18
     высота                                         4,9
     размах крыла                              16,2
     Масса, т:
     нормальная взлетная
     (с пятью контейнерами)             24,7
     максимальная взлетная              29,5
     пустого                                       14,6
     Скорость полета, км/час:
     максимальная                             1000
     Практический потолок, км         11,35
     Дальность перегоночная, км     3200

     О российских ПКР и ПРР будет сказано позднее.


                                                (Продолжение на стр.3)
                                                
                                                
      
 Страницы:  1 2 3 4 5 6 7   к началу статьи